

Каждый год с приходом холодов тюменские улицы начинают утопать в грязи. С наболевшим вопросом — сколько можно солить — горожане на днях обратились к Александру Моору. Губернатор сказал, что в нашем климате без реагентов не обойтись, но признался, что дорожники в ноябре не доработали. Проще говоря — солили хорошо, а чистили плохо. На самом деле проблема действительно не столько в самом галите, сколько в его количестве. Действительно ли самый простой реагент так эффективен и незаменим? И к чему приводит обработка солью лопатами? О плюсах (их немного. — Прим. ред.) и минусах такой противогололедной обработки — в колонке журналиста 72.RU Анастасии Жердиной. Далее — от первого лица.

Тюменские коммунальщики явно перебарщивают с солью. Ее используют не только для борьбы с наледью, но и со свежим снегом. Часто вижу, как белый пушистый покров щедро посыпают галитом и не убирают — ждут, когда он сам растает и скроется в ливневке. С точки зрения экономии финансовых и трудовых затрат — это, наверное, хороший вариант, но у него есть много «но». Давайте о них по порядку.
Автомобилисты и пешеходы

Ездить и ходить по грязи неприятно и дорого. Тюменские водители вынуждены постоянно тратиться на мойку и устранение коррозии на кузовах своих машин, а пешеходы, шагая по жиже, портят себе настроение, одежду и дорогостоящую обувь.
Газоны и деревья

Задумывались, почему в Тюмени так мало зелени? На улицах и в скверах ежегодно появляются новые саженцы, но большинство из них не приживаются и гибнут, в том числе из-за соли, которой щедро пропитывается почва. Об этом никто не задумывается, а из бюджета ежегодно выделяются новые и немалые деньги на озеленение, которые в итоге «вылетают в трубу».
Заборы

Тюменские власти любят ставить заборы. Из-за соли они быстро ржавеют, ломаются и их тоже приходится менять. А это тоже дополнительная нагрузка на городской бюджет. Многие задаются вопросом — зачем нужны страшные ограждения и почему на их месте не могут появиться, например, кустарники? Да, живая изгородь, наверняка, порадовала бы горожан и помогла сэкономить городскую казну, но в просоленной Тюмени она вряд ли приживется.
Ливневая канализация

Один из главных аргументов властей при выборе противогололедного материала — забота о ливневке. Чиновники утверждают, что песок и гравийная крошка забивают уличные стоки и канализация перестает работать. Простите, но грязная жижа тоже не уходит без проблем и приводит к тем же нежелательным последствиям.
Кто виноват и что делать?
На самом деле давно появились более современные и эффективные реагенты. Они дороже галита, но у них меньше расход и в итоге, по словам специалистов, оказываются экономнее. Я согласна, что на дорогах и мостах без какой-либо соли не обойтись, но зачем солить с лопаты тротуары и пешеходные дорожки в скверах и дворах? Может быть, лучше их этой же лопатой взять и почистить?

P. S.
Власти лукавят, утверждая, что в Тюмени с нашими перепадами температуры не обойтись без соли. Знаете, где никогда не бывает грязной жижи и всю зиму на газонах беленькие сугробы? Обратите внимание, как убираются площади у городской администрации и областного правительства. Там каким-то чудным образом удается справляться со всеми капризами природы без вездесущего галита. Вокруг этих зданий, видимо, свой — какой-то особенный климат.

Согласны, что без соли не обойтись?
Ранее мы писали, чем руководствуются городские власти, выбирая материалы для противогололедной обработки. А еще почитайте интервью с Юлией Антоновой, исполнительным директором Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Она подробно рассказала о галите и его более современных аналогах.