В позапрошлом столетии купец Иван Колокольников торговал в Тюмени чаем и сахаром, в 1860-х на протяжении нескольких лет служил гласным городского главы. Еще превратил особняк местного купца Иконникова в настоящий дворец. После смерти его наследники — жена и старший сын Степан — учредили товарищество «Торговый дом И. П. Колокольникова Наследники». Эта семья вела аскетичный образ жизни, но при этом охотно помогала нуждающимся.
Но в 1918 году для Колокольниковых настала черная полоса: двух сыновей Антона Ивановича, внуков купца, зверски убили. О том, как наследники великого купца после этого покидали Тюмень, почему оставили много вещей в своих домах и как потомки семьи впервые приехали недавно в наш город, 72.RU рассказала Надежда Ледовская, праправнучка Ивана Колокольникова. Далее — от первого лица.
Тюмень, прощай навсегда
В 1918 году случилась трагедия: были жестоко убиты и растерзаны два сына Антона Ивановича. Повторения истории семья не хотела, готовилась покинуть город заранее. Когда в 1919 году почувствовали, что скоро опять придет власть большевиков, уехали.
Степан, старший сын купца Ивана Колокольникова, переехал во Францию, а остатки дней своих провел в Нью-Йорке. Виктор Иванович уехал в Харбин, а Антон Иванович вместе со своей большой семьей обосновался в Иркутске.
Списка вещей, которые нужно обязательно взять с собой в дорогу, конечно, не было. И причина крылась в том, что Колокольниковы не собирались уезжать навсегда. Они не хотели ни в Москву, ни в Петербург, а уж тем более за границу — это было вынужденной мерой. Верили, что спустя время смогут вернуться. До самых последних мгновений жизни они надеялись на приезд домой, в Тюмень. Но этого не случилось.
Истории из бабушкиного сундука
Фамильные драгоценности и рассказы о прошлом нашей семьи из поколения в поколение передаются по женской линии. До меня хранительницей ценностей была моя любимая бабушка, бабусенька Маргарита Антоновна. Когда я была маленькой, она делилась интересными рассказами как бы невзначай. Например, произошла какая-то ситуация, а она тут же: «Ой, а вот знаете, а вот у нас было так-то». И начинала рассказывать какие-то истории, по много раз повторялись они. И конечно, истории эти запоминались.
Что-то я в последние годы [жизни бабушки] записывала. И сейчас, честно говоря, жалко, что не успела что-то спросить, задать вопросы, которые так волнуют. Но сейчас это, увы, уже невозможно. Некоторые бабушкины рассказы требуют подтверждения: чтобы я могла пересказывать их другим, необходимо проверить информацию, подтвердить. Поэтому я сейчас много работаю в архивах, в Российской государственной библиотеке, просматриваю газеты.
Был один смешной случай. Бабушка в моем детстве всегда сушила белье на улице. Развешивала простыни во дворе и ужасно не любила это занятие. А уж если сделала, то почти не отходила от окошка: чутко за этим бельем следила. И я, помню, всё время ей говорила: «Бабуся, почему ты так боишься, переживаешь?»
А однажды я листала газету за 1917 год и нашла заметку: «Хроника. В доме, в прачечной, украдено белья на 1100 рублей, принадлежавшего господину Колокольникову». И я сразу поняла, что да, действительно, такая ситуация была. И поэтому она, конечно же, боялась, что могут украсть снова. По тем временам 1100 рублей — это были огромные деньги.
Детство и долгожданная встреча с Тюменью
Мои родители познакомились в Норильске, куда в студенчестве попали по распределению. Создав семью, обосновались в Красноярске. Когда я родилась, родителям потребовалась помощь: декретный отпуск для женщин тогда длился всего 3 месяца. Не раздумывая, моя бабушка Маргарита Антоновна продала свой собственный дом в Иркутске, взяла с собой Александру Александровну — жену Антона Ивановича, свою маму, и они приехали нянчиться со мной.
Впервые в жизни в Тюмень вместе с сыном я приехала в ноябре 2022 года. Ощущения невероятные, до слёз. И для меня это, конечно, очень-очень важно. Потому что это какое-то единение с моей семьей. Я просто чувствовала и ощущала, что они все были очень рады. Ощущала, видела. Что они вот тут, рядом, и знают, что я приехала.
Первым делом мы дошли до дома Антона Ивановича, потом уже — до здания магазина и мужского монастыря, где похоронены убитые в 1918 году братья Колокольниковы. Посетили Александровское реальное училище (сейчас ГауСЗ. — Прим. ред.), которое произвело на меня неизгладимое впечатление. От величия задерживала дыхание: меня поразило, как выглядит здание изнутри.
Хотелось бы еще прогуляться по Туре, дойти до дома Буркова — он, в принципе, тоже наш родственник. Мечтаю съездить в Тобольск, на заимку. Всё, конечно, идет из прошлого. И наше будущее, и настоящее.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.