В социальных сетях распространяется видео, снятое мобилизованными тюменцами. На нем несколько бойцов жалуются на условия, в которых оказались после отбытия из Тюмени. По их словам, после прибытия в зону СВО мобилизованных бросили в открытом поле, поэтому им пришлось жечь костры, спать на земле и готовить на открытом огне.
— Всё время нахождения на полигоне (ТВВИКУ на Андреевском озере) мы занимались постоянными построениями, всякими делами, которые никак не относятся к выполнению наших воинских обязанностей, — рассказывает военнослужащий. — После 10 октября мы убыли из ТВВИКУ и оказались в этом месте. Мы никому не нужны. Вторые сутки живем вот так — кто-то спит как может, кто-то в спальном мешке, кто-то на коврике.
Боец на видео утверждает, что всё обмундирование он купил за собственные деньги. Позже к его речи присоединяется другой военнослужащий, который рассказал, что им по прибытии не выдали боеприпасы.
— Как воевать? Мы приехали на чужую территорию. Четыре магазина — и все пустые. Как нам быть на чужой территории, где взрывают и убивают. Сами подумайте! Я потратил уже сто тысяч на форму, на всё. Берцы мои, всё мое. Я купил за свои деньги! — заявляет мужчина.
Где и когда конкретно снято это видео, неизвестно. Редакция 72.RU связалась с супругой одного из мобилизованных, который есть на этом видео. Она утверждает, что эти кадры сняты на прошлой неделе.
— С 16-го числа они в таких условиях. Супруг рассказывает, что их к части никакой не привязали. Стоят на одной из линий фронта и сменяют друг друга. Написала обращения президенту, в военную прокуратуру и Министерство обороны. Пока нет ответа, — рассказывает женщина.
Жалобы на странице губернатора
На странице губернатора Тюменской области Александра Моора в комментариях и другие женщины тоже жалуются на условия службы их мужей.
— Поддержка нужна нашим мужикам на фронте. Уехали наши мужики, «Ермак», живут в условиях первобытности. Спят в спальниках на сырой земле. Кушают раз в день, и то только что сами приготовят и сами купят. Увезли их от нас и оставили неизвестно где. К части не прикрепили, на довольство не поставили, — пишет в комментариях Анна Насонова.
Такие же претензии высказывают и другие написавшие в комментариях у губернатора.
«Это шантаж»
При этом источник 72.RU считает, что описанная в видео ситуация далека от реальности.
— Батальон большой, нормально встал. Есть штаб, разведка и связь. Пехота стоит и держит рубеж. Да, в первый день жили в плохих условиях, пока всё не наладили. Потом, конечно, всё стало лучше. В том числе и дисциплина. Большинство мобилизованных нормальные, а есть такие люди, которые воду найти не могут, а водку нашли. Это шантаж, чтобы их забрали оттуда, хоть даже в СИЗО. Они знают, что это предмет работы контрразведки, — заявляет источник.
По данным источника, непосредственно в боевых действиях участвуют только подразделения добровольцев, которые ушли на фронт несколько месяцев назад. Они не ставят палатки и не разжигают костры, чтобы не навлечь на себя удар противника. Никто из этих бойцов, с его слов, не жалуется на условия.
Что говорят официальные органы
В областном военном комиссариате заявили, что не могут комментировать видео, потому что граждане уже считаются военнослужащими и это уже не компетенция военкомата. Редакция направила запрос в пресс-службу Центрального военного округа Министерства обороны. Ответ ожидается.
В тюменском отделении организации ветеранов «Боевое братство» заявили, что видели запись.
— Пока комментировать не можем. Разбираемся, — заявили там.
Редакция 72.RU обратилась также за комментарием в правительство Тюменской области. Ответ ожидается.
Напомним, что первые подразделения мобилизованных тюменцев отбыли 10 октября. До этого в течение двух недель они проходили подготовку на полигоне ТВВИКУ. О том, как они готовились, мы рассказали в нашем репортаже. Бойцы занимались стрельбами, работой с дронами и оказанием медицинской помощи.
Куда обращаться за помощью мобилизованным
В военном следственном управлении по Центральному военному округу работает круглосуточная горячая линия для участников СВО, мобилизованных военнослужащих и членов их семей: (343) 369–00–15, (343) 359–33–22.