Не только памятники архитектуры, но и простые, невероятно красивые дома с богатой историей со временем исчезают в Тюмени. Иногда их разбирают под предлогом перевезти на новое место (и не перевозят), случается, что нарядные малоэтажки дотла сжигают едкие языки пламени. Намеренно это происходит или случайно — сейчас уже не разобраться. Итог один: этих домов больше нет. Их место заняли совсем другие здания.
В первой части небольшого спецпроекта «Исчезнувшая Тюмень» рассказываем, каким был дом дяди писателя Михаила Пришвина, где некоторое время жила сестра Сергея Есенина и что теперь находится в исторической части на участке, где был когда-то дом советского дипломата и революционера Леонида Красина.
Дома, которыми владел дядя известного писателя
В последние два десятилетия XIX века улицу Пристанскую в народе иногда называли Игнатовской. Объяснялось это просто: году этак в 1856 в Тюмень приехал будущий купец I гильдии, промышленник и судовладелец Иван Игнатов.
Тогда товары для Сибири возили железной дорогой на речную пристань, оттуда — дальше на пароходе. Игнатов одним из первых понял: самое выгодное расположение перевалочной базы для торговых поездов — тут, на Пристанской, и начал активно осваивать эту территорию. Выстроил здание правления речного пароходства, обосновал усадьбу, обнесенную высокой кирпичной стеной.
Деловые люди возвели рядом с Турой конторы, капитальные, на века, вместительные склады, гостиницу. Пристань превратилась в самое оживленное и многолюдное место в городе: снующие грузчики с тележками, бесчисленное количество повозок и телег, лошадиное ржание, дробное громыхание колес по мощеной набережной.
Так уж получилось, что зажиточный пароходчик Иван Игнатов был родным дядей будущего писателя, прозаика и публициста Михаила Пришвина. В Орловской губернии учеба у мальчика не задалась, и тогда заботливый родственник в 1889 году привез его в Тюмень.
— Выстроил себе пароходчик <...> двухэтажный дом с вышкой — огромный, неуклюжий и мрачный, ни на что не похожий: ни дом, ни корабль, — так описал Михаил Пришвин дом своего богатого дяди в автобиографическом романе «Кащеева цепь».
В этом самом доме на Госпаровской прошли детские и юношеские годы Пришвина. Тут он пробовал создавать свои первые произведения. Благодаря ему сохранился словесный портрет Игнатова.
— Горбоносый, с пепельными кудрями, великан и красавец, если бы не темен в лице. Не то разбойник, не то цыган-конокрад, — таким писатель запомнил родственника.
Когда Пришвин ссорился со своим дядей, они какое-то время жили порознь. В эти периоды будущий писатель переселялся во второй дом зажиточного дяди — на Водопроводной, 16.
Этот двухэтажный бревенчатый особняк с несметным количеством окон просуществовал в окружении вековых тополей до 2008 года. В конце нулевых этот купеческий дом снесли, а на его месте построили многоэтажку.
Дом «рыбного короля», где в 40-е годы жила сестра Есенина
В конце сентября 2017 года горел памятник архитектуры XIX-XX веков и жемчужина деревянного зодчества — деревянный особняк рыботорговца Петра Трофимова, расположенный на Осипенко, 25. Огонь разрушил крышу здания и второй этаж, первый этаж пострадал от воды во время тушения. К тому роковому для дома дню он был уже расселен, а собственником числилась мэрия Тюмени. Примечательна двухэтажка своим прошлым владельцем и постояльцами. А еще она засветилась в большом кино: во дворе этого дома снимали фильм по повести Владислава Крапивина «Бегство рогатых викингов».
Вернемся к первому хозяину дома — Петру Трофимову. В Тюмени на Осипенко, 25 находилась его усадьба, заточенная под рыботорговлю: здесь были амбары, где занимались рыбопросушкой, засолкой, здесь явно была коптильня, амбар для хранения. Краеведы рассказывают, что владелец особняка организовывал добычу рыбы на Севере и вез ее сюда.
После революции о Трофимове ничего не известно: будто и не было такого человека. Его жену Елену арестовали в октябре 1937 года, а год спустя расстреляли по решению особой комиссии. Ей было 59 лет. Только спустя полвека стало известно, что жертвой НКВД Елена стала безвинно, по сословному признаку: считалась богатой.
Время шло. В 1941 году в Тюмень начали группами эвакуировать жителей Москвы. В осиротевшем доме № 25 по улице Осипенко поселилась семья руководителей наркомата лесной промышленности: они жили на втором этаже. А на первом этаже деревянной двухэтажки жила Александра Есенина, сестра поэта Сергея Есенина. Она прожила в нашем городе три года.
— В нашей семье девять детей, в живых остались трое. Старший — Сергей, Екатерина и я. Когда Сергей умер, мне было 15 лет. Мне он посвятил стихи: «Я красивых таких не видел», «Ты запой мне ту песню, что прежде...» — такие воспоминания Александры Есениной дошли до наших дней.
Летом 2020 года деревянный дом-памятник на Осипенко, 25 вновь пострадал от пожара: на этот раз огонь повредил подвал и первый этаж здания. В начале этого года стало известно: дом «рыбного короля» восстановят, уже началась его реставрация. Восстановлением внешнего облика здания займется известный тюменский застройщик — «Завод ЖБИ-3»: именно эта компания выкупила дом в 2019 году. Предположительно, после там обустроят офисные помещения.
Дом дипломата, который строил электростанции и работал в компании Siemens
С 1882 по 1887 год в невысоком деревянном домике с адресом Подаруевская, 7 со своей семьей жил будущий крупный советский дипломат и государственный деятель Леонид Красин.
В 1922 году в честь пятилетия Октябрьской революции местная советская власть переименовала в Тюмени 41 улицу, носящие «не соответствующее моменту название». В их число попала и Подаруевская, которая стала называться Семакова.
Красин был одним из первых выпускников Тюменского реального училища, где на всю жизнь приобрел и сохранил любовь к техническим наукам, став инженером-электротехником. В частности, по его проекту в Баку построили электростанцию, которой Леонид руководил на протяжении нескольких лет.
Новый виток в карьере тюменца произошел в 1908 году, когда его пригласили в Берлин работать в компании Siemens. Да, той самой известной на весь мир компании, производящей электронику. Красин довольно быстро там занял руководящую должность и в общей сложности проработал на ней около шести лет.
Красин входил в состав партии большевиков, был лично знаком с Лениным. В 1918 году выпускник тюменского училища оказался в составе правительства. Отстаивал беспартийных из числа дореволюционной интеллигенции, которые знали инженерное дело и умели грамотно управлять заводами.
Сменивший Ленина Сталин Красина не жаловал, открыто выражая ему свое недоверие. Называл его красным купцом, буржуа и космополитом. Тем не менее последние годы своей жизни Леонид Красин жил в Великобритании, работая там полномочным представителем СССР. Скончался он в Лондоне в 1926 году.
Вернемся к деревянной двухэтажке в Тюмени, где в годы юности жил Красин. Зимой 1993 года этот дом сгорел. После расчистки территории тут построили элитный краснокирпичный дом. Кто из современных ВИПов живет в этом квартале у набережной Туры — можете узнать прямо сейчас.
Так сложилось, что были в Тюмени и другие дома, которые много значили для города и его жителей. В следующем выпуске мини-рубрики «Исчезнувшая Тюмень» расскажем вам о доме мэра XIX века, усадьбе местных благотворителей и уничтоженном огнем бывшем купеческом училище.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.