«Нам нынче весело, весело, весело. Чего ж ты, милая, курносый нос повесила?» Звучат строчки известной песни из огромной колонки, которую поставили в начале колонны «Бессмертного полка» в Тюмени. Рядом выстроились военные с портретами солдат. Фото в их руках заметно выделяются на фоне черно-белых, что прикреплены к деревянным табличкам. На снимках — молодые парни, жизнь которых оборвалась совсем недавно. Они погибли в спецоперации. Во втором ряду, среди улыбающихся лиц, стоит женщина с красными глазами и вытирает слезы с щек. В руках она держит фотографию племянника.
— Ему было 28 лет. Служи по контракту под Москвой, а потом туда отправили. На учения в Беларусь уезжал, а оказался потом на Украине. Погиб под Гостомелем 10 марта, — со слезами говорит Инна Нелаева. — Его родители живут в Самаре. Они сейчас там на трибунах сидят. Их пригласили на обед к губернатору. Родился Артем в городе Урай. Был добрым, друзей очень много, отовсюду приезжали на похороны. У него остались мама и папа. Он — единственный ребенок в семье.
За женщиной в «Бессмертном полку» выстроились тысячи тюменцев. Кажется, что за рядком военных с портретами погибших на Украине совсем другая реальность: атмосфера праздника. Люди подпевают колонке, радуются Победе и с гордостью делятся воспоминаниями о своих близких.
— На фото — мой папа. Воевал в Луганской области. Там их бомбили. Папы не стало через четыре года после войны. Его совсем не помню. Я постоянно хожу в «Бессмертном полку». Поддерживаю Путина! Только его надо беречь, — рассказывает Александра Петровна.
Встречаются пожилые люди, которые пришли с портретами своих родителей: многим уже за 80 лет. Идти в ногу с колоннами им тяжело. В этот день они стараются одеться нарядно и тихонечко следуют за остальными, иногда отставая.
— Это мой отец. Его не стало в 84 года. Когда его забрали на войну, мне было 2,5 года. Дело было на Украине, в Харьковской области. Брали его в Старом Осколе. Он дошел до Берлина. Рассказывал про войну много. Говорил, что иногда немцы специально с пулемета стреляли мимо, чтобы запугать. Мы во время оккупации всей семьей жили в погребе: мама, две бабушки и две сестры. Дом, где мы прятались, несколько дней назад разбомбил эшелон американской техники. Ну, это славная бомбежка была, — делится с нами Иван Гавриленко.
Фатах Сафин ходит с портретом отца в «Бессмертном полку» уже десять лет. Он говорит, что за это время шествие ни разу не пропустил.
— Отец у меня воевал на Ленинградском фронте. В разведке был. Ранен дважды. После ранения работал пекарем. Умер преждевременно, в 67 лет. Мне тогда было 45 лет. Про войну говорил коротко. Вспоминал, как встречался с финнами, стрелял из окопов. Говорил, что убил только двоих человек — больше жертв от его рук не было. Тяжело было во время ожидания боя. Иногда могли сидеть в болоте по трое суток. Патроны все промокали, нечем было стрелять. Много мерзли и голодали, — делится историей семьи тюменец.
Есть и те, кто на шествие в этом году пришел впервые. К примеру, Светлана Ушакова только недавно решила изучить архивные данные и узнать больше о своем отце.
— Это мой папа. Он воевал в Крыму. Там получил контузию и поэтому вынужден был остаться в тылу. Его не стало в 84 года. Я подняла его военное досье. Выяснилось, что он восстанавливал самолеты, после того как они были повреждены. Одну награду получил за то, что он создал пулеметную установку, которой потом оснастили самолеты. С этих установок стрелял по фашистам. Когда папы не стало, я поняла, что мало его расспрашивала о войне, — говорит Светлана Ушакова.
Некоторые о подвигах родных знают немного. Но считают своим долгом пройти с их фото в параде.
— Я пришла со своим папой. Он воевал с самого начала войны. Его ранило в феврале 1945 года. Он пролежал в госпитале в Германии два года. Был артиллеристом. Прожил до 72 лет. Папа не любил вспоминать о войне. В семье он был самым главным человеком. Всех строил, — отмечает Наталья Миронова.
Сергей пришел на праздник со своими сыновьями. Они своего родственника никогда не видели.
— Прадедушки не стало в 74 года. Это родственник моей супруги. Он о войне ничего не говорил. Только говорил, чтобы мы жили мирно, чтобы у нас не было такой доли, — говорит Сергей Ялтинский.
Кто-то берет с собой несколько портретов родных. В руках у Марины — снимки двух ее прадедов, о подвигах которых она узнала не так давно.
— У меня два прадеда. Один — Соколов Дмитрий Васильевич. Это прадед с маминой стороны. Он участвовал в трех войнах. Состоял в армии Колчака, воевал в Великой Отечественной войне. Награжден орденом Красной Звезды за взятие Берлина, Варшавы, освобождение Чехословакии и Венгрии. Второй мой прадед семь лет служил в охранный войсках. Сейчас восстанавливаем историю семьи, — говорит Марина.
У Валентины и Алексея тоже два портрета.
— Это мой дядя. Он был связистом. Он награжден медалью «За отвагу». Он сражался и закончил свой боевой путь в Чехии. За это он получил много наград. Мой папа сражался под Кременчугом. Был очень молод. Ему было 18 лет. После первого боя получил ранение и был комиссован. Дома никогда о войне не говорит, — делится Валентина.
Другой наш герой пришел на шествие с женой и внуком. Тюменец сам долго работал в органах внутренних дел и служил на китайской границе.
— Это мой дед. Он пропал без вести в 1942 году. Мы не можем найти, где он погиб. Есть сведения о том, что был призван. Это фото — от 1941 года. Они там стояли в полный рост в форме. Скорее всего, были на переподготовке где-то. Его жена умерла в 1953 году. Конечно, ждала его.
Ольга поделилась с нами историей своих дедушки и бабушки. Ее родные поженились в этот день 77 лет назад и прожили вместе всю жизнь.
— Это мои бабушка и дедушка. Они легендарные личности. Бабушка более трех лет партизанила. Она с Украины. Была радисткой. Дедушка — старшина разведроты. Они прошли всю войну. Познакомились в 1944 году. Ее к нему прикрепили как радистку. Поженились 9 мая 1945 года в Берлине. Прожили много лет. Бабушка старалась не рассказывать о войне. Всегда плакала, когда мы разговаривали о чём-то таком.
Рядом с Ольгой готовится к началу шествия Евгений.
— Это мой папа. Он прошел две войны — был пулеметчиком. Во второй был ранен. После этого его направили в Тюмень в тыловой госпиталь. Умер в 2003 году в возрасте 94 лет. Вспоминал, как воевал на озере Хасан с японцами. Рассказывал, что во время войны не курил никогда. Табачок отдавал своим однополчанам. Во время бомбежек боялся и молился Богу, чтобы Он его спас. Во вторую войну он уходил из Екатеринбурга. Они построили бронепоезд и на нём уехали на Ленинградский фронт. Во втором или третьем бою его тяжело ранили, а его напарника убили. Фашист забежал со стороны и полоснул по челюсти. Отец потерял сознание, а напарник умер, — говорит Евгений Брюшко.
После этого колонна с тюменцами начала свое шествие. Как выяснилось позже, в этом году в «Бессмертном полку» приняло участие больше 95 тысяч человек. Их прохождение длилось больше часа.
Напомним, мы ведем онлайн-трансляцию с празднования Дня Победы в Тюмени. Как горожане отмечают 9 Мая, какие мероприятия проходят сегодня и во сколько будет салют — читайте здесь.