Тюменский предприниматель Евгений Шембергер заявил, что планы городских властей по реновации района в центре города могут разрушить его бизнес. На пересечении улиц Герцена и Урицкого тюменец возводит двухэтажное кафе и опасается, что новый собственник участка потребует освободить территорию.
Согласно решению администрации Тюмени, район в квадрате улиц Герцена — Каширской — Чернышевского — Розы Люксембург — Перекопской и в границах улиц Герцена — Семакова — Урицкого попадает в границы комплексного развития территории (КРТ). О том, как выглядит этот район сейчас, редакция рассказывала в феврале. В ходе конкурса определят застройщика, который приобретет по рыночной стоимости земельные участки и жилые помещения у собственников. Потом на их месте он возведет многоэтажные дома.
Разрешение на строительство здания на углу улиц Герцена и Урицкого бизнесмен Евгений Шембергер получил в 2021 году. Тогда еще на этом месте стоял ветхий дом. Предприниматель за свой счет снес строение и начал развивать свой проект.
— Я планирую открыть объект общественного питания — семейное кафе. Это будет мой семейный бизнес. Разрешение на строительство я получал с учетом того, что именно этот земельный участок определен городскими властями под общепит. Мы приобрели участок, за свой счет расселили жильцов и снесли старый дом, выполнили фундаментные работы и заложили сети. Всё это мне диктовали делать власти, так как хотели развития этой территории. На заключение договоров с сетевыми компаниями ушло много времени. Думал, что самое сложное позади, а тут КРТ как нож в спину, — рассказывает Евгений Шембергер.
Предприниматель обратился в администрацию Тюмени с просьбой не включать его участок под КРТ, чтобы в дальнейшем избежать судебных споров с застройщиком, который получит право на развитие этой территории. В итоге участок всё-таки попал под КРТ.
В департаменте земельных отношений и градостроительства администрации Тюмени пояснили, что включение участка предпринимателя в границы КРТ правомерно и закон разрешает его изъятие, если это потребуется.
— Обозначенные объекты недвижимого имущества включены в границы рассматриваемой территории КРТ жилой застройки в соответствии с частью 3 статьи 65 ГрК РФ, поскольку расположены в границах одного элемента планировочной структуры с многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу, — пояснили в департаменте.
Статья 65 ГрК РФ часть 3 — комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц.
В департаменте также уточнили, что запрет на изъятие земельного участка или строящегося объекта капитального строительства законом не установлен. Таким образом, если потребуется изъятие участка у Шембергера, он не сможет этому препятствовать.
Мужчине пояснили, что пока не определен застройщик, который получит право на развитие территории. А когда он появится, бизнесмену надо будет разговаривать с ним.
— Я потрачу много сил и средств на то, чтобы построить кафе, а вместо поддержки моего бизнеса меня застройщик может поставить перед фактом, чтобы я продал ему участок. Продавать я его не хочу, а хочу работать здесь. Придется тратить энергию на суды с застройщиком, а не развитие моего проекта, к которому долго шел, — рассказывает Шембергер.
Тюменец планирует обжаловать решение администрации о включении его участка в границы КРТ через суд.
Индивидуальный предприниматель Евгений Шембергер, как известно из открытых данных, ранее возглавлял компанию ООО «Бетон крафт». Она просуществовала с 2012 по 2016 годы.
Что такое КРТ?
Тюменские власти не употребляют термин «реновация», они говорят о КРТ — комплексном развитии территории. КРТ позволяет включать в границы застройки не только многоквартирные дома, признанные аварийными, но и другие объекты недвижимости. Затем определятся застройщик, которому разрешат вести работы в рамках КРТ. Он сможет расселять и сносить неаварийные дома, если их жители согласятся получить деньги за свои квартиры и съехать. Почитайте большое интервью с начальником ГУС Тюменской области Павлом Переваловым: он подробно рассказал нам и вам об этом.
В 2020 году в Тюмени уже произошел конфликт между застройщиком и жителями Матмас, которые тоже попали под КРТ. Тюменцы разделились во мнении, как принимать решение властей о сносе их домов. Одних устраивала компенсация, которую предлагал застройщик. Другие считали, что им платят слишком мало, и через суд добивались больших выплат.
В октябре 2021 года было определено четыре района, где запланировано КРТ — это район экопарка «Затюменский», микрорайоны Южный и Мыс, а также улица Камчатская на Лесобазе, где сносят ветхие дома. Тюменские власти планируют, что на месте старых и разваливающихся зданий появятся новые благоустроенные районы.