Менеджер тюменского ресторана несколько месяцев назад рассталась со своим сожителем Александром. Женщина сама прекратила отношения, но ее бойфренд не был с этим согласен. По словам друзей Ирины, мужчина преследовал возлюбленную. Он был настолько настойчивым, что Ирине пришлось даже временно жить у коллег. Она не раз обращалась в полицию, но безрезультатно. Дело завели лишь после общественного резонанса: утром 2 февраля Александр подкараулил Ирину у дома и избил. Женщину доставили в больницу с переломами: у нее разбиты лицо, нос. Александра объявили в розыск, но оказалось, что Ирина может быть не единственной жертвой.
Мы пообщались с родственниками и знакомыми Ирины, побывали в месте, где жил ее бывший любовник, и поговорили с полицейским — почему они не реагируют на заявления о домашнем насилии. Репортаж Анастасии Малышкиной — попытка понять, как жертвам насилия добиться помощи в борьбе с тиранами, и почему дело о маниакальном преследовании закрутилось только после того, как на историю обратил внимание губернатор.
Ломился через служебный вход на работу, угрожал убить и вывозил в лес
Коллеги из ресторана, в котором Ирина работает, говорят о ней только положительное: хороший ответственный сотрудник. Но однажды она просто не вышла на смену, дозвониться до нее ни у кого не получалось. По отслеживанию геолокации стало понятно, что женщина находится далеко за городом. Как оказалось, в лес Ирину против ее воли увез бывший возлюбленный Александр. К тому моменту на мужчину уже было написано заявление в полицию. Что было в лесу с Ириной — неизвестно, но тогда она вернулась без побоев.
По словам коллег, после этого случая началась череда преследований. Мужчина устраивал дебош в ресторане, караулил Ирину возле работы, неоднократно угрожал расправой. Однажды он вломился в ресторан «Счастье» через служебный вход и сломал дверь в поисках Ирины. Об этом говорят сотрудники заведения. По их словам, тогда они вызывали полицию, с мужчиной правоохранители поговорили, но дело не завели. Спустя некоторое время Александр подкараулил Ирину возле дома и избил до полусмерти. После этого случая коллега пострадавшей Мария Даркова выложила пост в «Инстаграме» с просьбой обратить внимание на проблему. Также она обвинила полицию в бездействии.
— Я об этом лично узнала 10 января, когда началось активное преследование. Он приходил сюда, он ее искал, караулил, выслеживал, где она живет, поступали угрозы по телефону. Она сменила место жительства и так далее. Сколько это длится, я не знаю, но с 10 января регулярно. Он появился в нашем заведении, выбил дверь в поиске Ирины, зашел через служебный вход. В этот же день человек приехал на наше мероприятие корпоративное в Кулигу. Он даже за городом ее нашел. Я знаю, что она писала заявление 10 числа и 20 числа. Минимум 2 заявления, о которых я знаю, они существуют, — рассказала Мария Даркова, директор ресторана «Счастье».
После публикации информации об Ирине в соцсетях Марии написали еще три девушки, которые, по ее словам, тоже пострадали от Александра.
— Мне вчера написали еще три девочки, которые пострадали от этого же человека. Я разглашать их имена не буду, но там серьезные ситуации. По отдельности писали девушки на него заявления, насколько мне известно. Просто никто воедино их не объединял. Вот только благодаря этому случаю сейчас, наверное, следственные органы, прокуратура, полиция, возьмут на контроль и каким-то образом объединят дела в одно, — объяснила директор ресторана.
Сейчас Ирина лежит в больнице. Коллеги собирают деньги для ее семьи.
— Сейчас у Ирины состояние тяжелое. Она проходит наблюдение врачей, реабилитацию, лечение. Сейчас мы с сотрудниками организуем сбор средств, так как Ирина является единственным кормильцем в семье. В сборе примет участие наша команда и другие ресторанные компании города, — делится Мария Даркова.
«Из-за телефонного разговора ломал вещи»
Александр, которого обвиняют в избиении Ирины, приехал из Белоруссии. В Тюмени он находится несколько лет, работает прорабом на стройке. Родные Ирины говорят, что мужчину уже однажды депортировали из России. Но он вернулся. Здесь у него завязались отношения с Ириной, которые она вскоре пожелала прервать. Сама женщина, по словам близких, про проблемы в личной жизни говорить не любила — такой характер. О том, что бывший сожитель преследовал ее и угрожал, родные узнали от коллег.
— Ирина не рассказывает нам ничего никогда. Всё в себе держит. Она такой человек. Она не пьет, она не курит, она не мотается где попало. Работа, дом, работа. Мы узнали из статьи о случившемся. То, что выставили девочки с работы, — рассказала родственница Ирины.
Однажды близкие слышали, как женщина разговаривает с Александром. Тогда они сделали вывод, что он человек агрессивный.
— Он агрессивный. Из-за простого телефонного разговора мог разозлиться, наорать, сломать вещи. У него постоянного места жительства не было. Мотался из квартиры в квартиру, — объяснили близкие пострадавшей.
В последнее время Александр жил в хостеле. Незадолго до случившегося он съехал. Администратор гостиницы не раз сталкивалась с мужчиной. Но говорит, что пьяным его не видели, в конфликтах он замечен не был. В целом был спокойным человеком.
— Не сказала бы, что агрессивный. Ну, нагловатенький. Мог выехать не в 12 часов, как положено, а в пять вечера, и не заплатить. Когда в последний раз был, я ему сказала: «Всё. Или оплачивайте долг, или чтобы не заселялся». Он зашел только помыться, сунул мне 100 рублей и ушел. Я аж растерялась, — рассказала администратор.
Попал на дело
После того, как пост Марии Дарковой разлетелся по соцсетям, на проблему отреагировал губернатор. Он пообещал, что силовики возьмутся за дело.
— Я поговорил с руководством полиции, чтобы они внимательно разобрались с этим делом. Благодаря общественному резонансу они тоже увидели эту историю и уже ей занимаются. Надеюсь, справедливость восторжествует быстро, — пообещал Александр Моор.
Сейчас в полиции возбудили уголовное дело в отношении мужчины по статье по ч. 1 ст. 111 УК РФ.
Александр продолжает скрываться. По городу распространяется ориентировка на него. Судя по данным полиции, мужчина был дважды судим за повреждение имущества и нарушение неприкосновенности частной жизни. Но почему же им ранее не занималась полиция, когда Ирина дважды писала заявления.
— Насколько я знаю, речь шла про угрозы без фактических доказательств. Последнее заявление Ирина подавала как раз за несколько дней до случившегося. И в том заявлении не указывалось на телесные повреждения, причинение вреда здоровью, сообщения с угрозами. То есть не было фактов. Из-за этого полиции потребовалось время, чтобы разобраться: опросить очевидцев, взять видео с камер наблюдения, записи звонков, показания соседей. По закону, это может занять до 10 дней. За процессуальной деятельностью всегда надзирают органы прокуратуры. Не может сотрудник принять решение на свое усмотрение, — говорит редакции источник, знакомый с ситуацией.
По делу о погроме в ресторане — было отказано в возбуждении уголовного дела. Если бы где-то на видео была зафиксирована угроза, сказанная Александром, то силовики рассматривали бы дело по-другому.
Он отметил, что причиной жестокого поведения домашнего тирана может стать безнаказанность.
— Если криминальную психологию разбирать, то причиной подобного поведения со стороны мужчины является то, что женщина просто допустила это. Значит это был не первый случай, когда он поднимал на нее руку. И она это допускала. Сейчас это стало уже крайней мерой. Человек как наркоман: если раз употребил, то он продолжит употреблять. Человек, который один раз поднял руку — обязательно повторит это. Почувствует свою безнаказанность и повторит это снова. Они же вместе жили долгое время, — рассказал бывший сотрудник правоохранительных органов.
Тем не менее следователи начали проверку действий полицейских, которые оперативно не отреагировали на заявления Ирины.
— Как следует из СМИ, исчерпывающие меры реагирования по фактам угроз сотрудниками правоохранительных органов приняты не были. По данному факту в рамках проверки будет дана правовая оценка всем обстоятельствам, изложенным в сообщении СМИ. По результатам проверки будет принято процессуальное решение, — указали в СК РФ по Тюменской области.
Адвокат Максим Покатов рассказал редакции 72.RU о том, что грозит мужчине, избившему Ирину.
— Квалификация такого деяния зависят от степени тяжести вреда здоровью и характеру нанесенных ударов. В данном случае, насколько я понимаю, возбуждено уголовное дело по части первой статьи 111 Уголовного кодекса. Максимальный срок наказания — до 8 лет лишения свободы, — говорит адвокат. — Уголовные дела по такой категории преступлений возбуждаются вне зависимости от воли потерпевшего — ему не надо писать заявление. Если бы девушке причинили легкий или средней тяжести вред здоровью, то в таком случае нужно заявление потерпевшего, что является поводом для возбуждения уголовного дела. При этом, в случае возбуждения уголовного дела, потерпевший может примириться с обвиняемым, в отличие от состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ.
В данном случае факт того, что подозреваемый может являться гражданином Белоруссии, никак не влияет на подсудность — судить его должны по месту совершения преступления, то есть в Тюмени.
— Возможно, позже, если ему назначат реальный срок, то после его отбытия мужчину отправят на родину. Опять же, судя по статье, ему может грозить наказание в виде реального лишения свободы. Преступления на фоне домашнего насилия зачастую латентные. Потерпевшие не сообщают в правоохранительные органы о побоях и, соответственно, эти факты не идут в официальную статистику, потому что правоохранители про это просто не знают, — отмечает он.
Почему терпят насилие в доме
Мы поговорили о ситуации с психологом. Он составил психологический портер Александра и отметил, что в таких случаях важна быстрая реакция полиции — по-другому тирана не остановить.
— Четко была выражена позиция — женщина была не рада. Вероятно, предполагаемый преступник имеет определенный психологический склад, у него проблемы, видимо, с системами торможения своих агрессивных действий. Не владеет человек собой. Он всегда хочет остаться в ситуации доминирующим. Такой своеобразный насильник, который не знает, как выражать свое несогласие с изменяющимися ситуациями. «Если не со мной, значит ни с кем» — такое есть выражение.
Вопрос с мужчинами, которые терроризируют женщин после расставания, периодически всплывает. Видимо, в разных регионах на это реагируют по-разному. Последние несколько лет на заявления об угрозах, даже когда действий еще нет, стали реагировать вплоть до возбуждения уголовных дел. Тоже после некоторых ситуаций, когда все предупреждали, а полиция говорила: «Так нету же ничего», происходили постоянно трагичные ситуации. После этого, например, дела сдвинулись в Петербурге: начали возбуждать уголовные дела по факту угроз. То есть всем стало понятно, что играться опасно. По-другому насилие не остановить, — объяснил Леонид Армер, психолог Общественной организации «Молодежная служба безопасности».