Мигрантам в Тюменской области почти невозможно найти работу — так считает женщина из Узбекистана, обратившаяся в редакцию 72.RU. Она попыталась устроиться в крупные торговые сети — и везде ей отказывали, как только видели иностранный паспорт. Официально, письменно, конечно же, нет — только на словах. Предлагали ей работу через определенную схему, но работа была совсем низкооплачиваемой.
Мы уже рассказывали о трудностях, с которыми сталкиваются мигранты в Тюмени. Сначала побывали в центре, где люди в пандемию вынуждены испытывать неудобства при общении с властью. Позже мы съездили на популярные места сбора мигрантов, находящихся в поисках работы. В основном это были мужчины, ищущие заработок на стройках.
Мигрируют в Россию не только мужчины, работающие на стройках, но и женщины. Найти работу им тоже тяжело — как правило, предлагают низкооплачиваемые должности. Они вынуждены соглашаться, чтобы заработать хоть какие-то деньги. При этом им рады не во всех сферах, а иногда трудоустройство зависит еще и от региона, в который попал иностранец.
С какими трудностями столкнулась русская с паспортом Узбекистана — ниже.
История приезда в Тюмень
Я всю жизнь прожила в Узбекистане, но я — русская. Однажды к нам приехал предприниматель, который открывал точку восточной кухни в Тюмени. Он хотел, чтобы повара работали именно из Ташкента — я так и попала в Сибирь. Условия были хорошие — нам оплачивали квартиру, патент. Так проработала полтора года, но пришла пандемия. Наши условия ухудшились — по зарплате, по труду, по режиму. Пришлось уволиться, но к тому моменту я получила РВП.
Разрешение на временное проживание (РВП) — это документ, позволяющий иностранцу проживать и работать в России в течение трех лет. Проживание на основании РВП — это, за редким исключением, первый этап получения российского гражданства.
Приехала я в 2018 году, в 2019-м — приехал взрослый сын. Он, как и я, получил РВП, — занимается ремонтом квартир. У него тоже есть проблемы с трудоустройством.
После увольнения я думала, что легко найду работу. Оказалось, всё намного сложнее — приходится теперь подрабатывать неофициально. В сетевые магазины меня не взяли, мотивируя это тем, что я — иностранный гражданин.
Поиски работы
После увольнения я попыталась трудоустроиться на Почту России, у меня есть трудовой стаж в почтовой службе. Стать их работником мне почти удалось — пригласили на собеседование, где я заполнила анкету. Она прошла службу безопасности и меня на следующий день пригласили в отдел кадров на Республики устраиваться на работу. Как только девушка увидела мой паспорт, она сразу сказала, что иностранных граждан не берут.
Причина отказа в том, что я иностранка. Конечно, об этом мне сообщили устно. Я попыталась объяснить, что никаких отличий от россиянина у меня нет — платим такой же налог, оформляем такие же документы. Единственное отличие — нужно оформить уведомление о приглашении иностранного гражданина — и всё.
Попыталась я устроиться в сетевые магазины — в некоторых мне напрямую сказали, что из-за пандемии берут только россиян. Странно, но эта политика только в Тюмени — мои знакомые в Москве спокойно работают в этих же маркетах.
В один крупный сетевой магазин мне устроиться почти удалось — но там предложили странную схему.
Придя устраиваться на работу в очередной раз, я общалась с начальником цеха. Он уже готов был меня взять на работу — предлагали 110 рублей в час. Вновь я дошла до отдела кадров, а там… Мне опять отказали. Сказали, что такая политика отдела персонала — и именно в Тюмени. То есть, политика России в отношении меня — это возможность работать, а их — отказать мне в работе. Хотя я понимаю, что это частные компании, и они имеют на это право.
Предложили мне работать по другой схеме. Устроиться через аутсорсинговую компанию — но там ставка будет 80 рублей в час. То есть, 30 рублей забирала бы себе эта компания, а я бы выполняла ту же самую работу. В таком случае им без разницы кого брать — хоть мигрантов, хоть нет.
В другом месте мне предложили прийти к ним на работу после оформления российского паспорта. Видимо, для них это так просто — сейчас я пытаюсь получить его, но дело упирается в деньги. Оформление документов мне бесплатно никто не сделает.
Я не такой специалист, что меня оторвут с руками и ногами, но я должна официально работать. В конце концов, я просто прекратила искать официальную работу и ушла «в тень». Теперь работаю неофициально, подработками, и вынуждена ждать гражданство. Российский стаж мне не идет.
Почему именно в Тюмени не любят иностранцев
Такая ситуация, как понимаю, только в Тюмени. Вот недавно вышло постановление губернатора, которое запрещает иностранцам работать водителями такси и транспорта. В первую очередь это бьет по гражданам Узбекистана и Таджикистана. Может регион не хочет принимать и давать работу мигрантам?
Как вышла эта новость, я почитала комментарии. Они там очень злые. Из-за чего такой негатив к мигрантам? Мы какую работу выполняем? Грязную. Особенно женщины. Мы все работаем в клининге, уборщицами. Туда не идут россияне — постоянно в сетях есть объявления о приеме на работу. Чье место мы занимаем?
Я не знаю, может в миграционке на это и не смотрят, но я очень боюсь лишних вопросов. Меня спросят: «Вот вы живете в России, а где работаете? На что существуете?» А у меня неофициальная работа — могут подумать, что я даю неверную информацию, и не дать гражданство.
Сделаю я ВНЖ, а что в итоге? Так и буду искать подработки? Вот и приходится думать — либо регион менять, либо как-то по-другому выкручиваться из ситуации.
Своей историей о трудностях жизни мигранта поделилась девушка из Беларуси. Она приехала в Тюмень и не смогла получить прививку от ковида — и всё это на фоне новостей о введении QR-кодов в транспорте.
Считаете ли вы, что мигранты занимают рабочие места россиян?