Город Меняя лица городов спецпроект

Атмосфера Питера в центре Тюмени. Кто и как превратил парковку работающей фабрики в тусовочное место

Арт-пространство живет только по выходным, в остальное время — это обычное производство

Рассказываем, как в городе появилось новое арт-пространство

Если бродить по центру Тюмени, то можно случайно почувствовать атмосферу тусовочного Питера. Такое место прячется за массивным железным забором старой швейной фабрики. По выходным, когда в залах предприятия перестают работать станки, а все сотрудники дружно покидают здание и разъезжаются по домам, чтобы отдохнуть перед новой трудовой неделей, здесь собирается тюменская молодежь. На месте пыльной парковки для рабочих из неоткуда вырастает сцена, появляются гирлянды, музыкальная установка, шатры и арт-объекты. Здесь показывают кино под открытым небом, проводят творческие мастер-классы, фестивали и разные выступления. А к концу выходных всё, что еще вчера напоминало тусовочное место, прячут в гараж. И двор снова готов принять рабочих.

Рассказываем об удивительном месте, которое появилось недавно и с подачи властей. Кто его создал? Какое у него будущее? И почему его появление так важно для тюменских чиновников?

В 40-е годы здесь шили одежду для фронта, в 2020-м — противочумные костюмы для врачей

У швейной фабрики, которая находится на улице Володарского, 22 80-летняя история. Предприятие появилось в Тюмени в 1941 году. Оборудование для производства привезли из других городов. Швеи работали над теплым бельем, гимнастерками, брюками, погонами, патронташем и обмундированием для солдат. А когда война закончилась, то на фабрике стали отшивать мужскую, женскую и детскую одежду. Примерно в 80-х фабрика выросла до «объединения» — это советский аналог холдинга. Филиалы предприятия под одним названием появились в шести других тюменских городах. Здесь отшивались модные вещи, в том числе и пальто с меховым воротом, которые носили советские модницы. Наличие такого предмета гардероба было показателем достатка в семье. Это как ситуация когда-то с хрустальной вазе в серванте: зарабатывают, хорошо живут.

— Эти шерстяные пальто были очень высокого качества. Люди носили их по 7–10 лет. В Тюмени открылись несколько магазинов, где их можно было отыскать. В пик моды женщины чуть ли в не очереди выстраивались за ними, записывались за два месяца на поставку, — рассказал 72.RU Дмитрий Соколов, финансовый директор современной швейной фабрики. — Потом тренд сменился. Популярность пальто упала. На фабрике стали отшивать другие изделия по веянию моды.

На этой швейной фабрике отшивались модные плащи и пальто

В конце 90-х фабрика «ОдЖен» обанкротилась. А в начале нулевых ее выкупили за 12 миллионов рублей и переименовали в «Профиль». Новый собственник пытался возродить некогда процветающий бизнес. Но тюменцев, желающих покупать фабричную верхнюю одежду, было не так уж и много. Немаловажную роль в этом сыграла и капризная погода — то зима бывала теплой, и людям попросту не нужны шерстяные пальто, то морозы наступали в конце сезона, когда тюменцы уже не видели смысла покупать новую верхнюю одежду.

Все лекало швеи отрисовывали и вырезали вручную. Они до сих пор хранятся в залах фабрики

— У нас был переходный период. Мы не сразу нащупали свою нишу. Было время, когда мы отшивали одежду на Европу. Наши плащи и костюмы продавались в магазинах Германии. Это был 2003–2004 год. У нас тут были их технологи, они очень многому нас научили. Параллельно с этим мы начали участвовать в тендерах. Так постепенно мы начали отшивать спецодежду для крупных предприятий, — добавил Дмитрий Соколов.

Сейчас фабрика представляет собой крупное производство. Порядка ста сотрудников в месяц отшивает по четыре тысячи костюмов. А в прошлом году правительство Тюменской области обратилось к компании за помощью — нужно было срочно сшить для врачей защитные костюмы. Предприятие взялось за работу и отшило десять тысяч противочумных костюмов всего за пару недель. А всего — 35 тысяч единиц. Швеям тогда пришлось трудиться сверхурочно.

Швеи трудятся на втором этаже кирпичного здания

А не так давно к собственнику предприятия обратилось правительство. Они объяснили, что в планах у города реконструировать район улицы Дзержинского, а это значит, что ближайшие территории тоже могут видоизмениться. Бизнесменам рассказали об идее сделать во дворе творческую площадку.

— Когда нам рассказали про арт-пространство, то мы не сказали нет. С нами вели переговоры, объясняли, что это будет. Но мы, конечно, сами понимали, что это за тренд. Таких мест в других крупных городах уже много. Это до нас только «доползло». Мы впустили бесплатно на свою территорию юрлицо и сразу выдвинули жесткие условия — чтобы было чисто и не мешало производству, — рассказал Дмитрий Соколов.

Вид на двор из швейного цеха

Как двор превращался в арт-пространство

Тот самый забор, который скрывает атмосферу Питера. Вот так скромно на нем мелом нарисовано название арт-пространства и его афиша

В России креативный кластер — относительно новый феномен на рынке недвижимости, который носит экспериментальный характер и реализуется преимущественно через ревитализацию — постепенное воссоздание и оживление старых пространств и приспособление неликвидной недвижимости: старых заводов или фабрик.

В Тюмени впервые о креативных кластерах заговорили еще четыре года назад. Но всерьез взялись за их развитие только в 2019-м, когда задумались над тем, как можно заработать на творческом бизнесе и заодно сделать город лучше, интереснее. Для этой цели тюменские власти даже привлекали международных экспертов из компании McKinsey. Так определилось несколько площадок на промышленных территориях, одна из них — этот дворик, а самая лакомая — на набережной.

На первом фото двор до своей «перезагрузки», а на втором — то, что там происходит по выходным

Закрытая территория под окнами действующей швейной фабрики досталась тюменскому предпринимателю и инвестору Артёму Андросову. Он, путешествуя по миру, давно хотел создать в Тюмени подобное модное место. Поэтому, когда подвернулась такая возможность, не растерялся. Он, принимая участие в акселераторе креативных индустрий, попал в одну команду с мэром города и замгубернатора.

— У меня была изначально мысль работать с набережной, но оказалось, что это не так просто, поскольку в том месте много памятников архитектуры и действуют различные ограничения. В процессе мы увидели эту площадку (у фабрики). Смысл в чем. Это действующая швейная фабрика, но так как скоро будет меняться улица Дзержинского, то все понимают, что здесь можно что-то сделать интересное. У собственников фабрики и у правительства взгляды совпали — Тюмени не хватает таких «питерских» мест, — рассказал Артём Андросов.

Место бизнесмену понравилось, но запускать проект он не планировал в этом году. Всё решилось, когда в мае в Тюмень приехали представители Агентства стратегических инициатив (это они объявляли конкурс среди регионов на запуск кластеров).

— Они мне сказали: «Ребят, всё нормально, запускайтесь завтра». А мы такие: «Как запускаться — нет концепции, хороших договоренностей ни с кем, да что уж, даже туалетов нет!» Поэтому мы решили запуститься малыми силами, чтобы протестировать это место. Это был для нас настоящий вызов. В Тюмени нет подобных мест, еще непонятно, нужно ли горожанам это всё. Понятно, что если открыть это место под ночные тусовки, то несомненно оно бы пользовалось большой популярностью. Но мы же чуть про другое — про творчество, креатив, — рассказывает инвестор.

Местные художники здесь устраивают авторские выставки и распродажи своих картин

Первый технический запуск во дворе фабрики состоялся в конце мая. Бизнесмен вместе со своей женой срочно искали творческих людей в Тюмени, подходящую мебель, декор. Когда всё удалось, пригласили гостей и наблюдали за их реакцией. Публике понравился эксперимент. Но встал другой вопрос — как устраивать все мероприятия и договориться с собственников швейной фабрики. Ведь это всё-таки бизнес, мешать работать предприятию нельзя.

Бизнесмен Артём Андросов вложил свои деньги в этот проект

— Мы договорились так. Мы можем пользоваться этой площадкой только в выходные дни — с 16:00 пятницы и до воскресенья. У нас были долгие переговоры. У них (у представителей фабрики) были понятные вопросы, связанные с их бизнесом — какую выгоду они получат, какие издержки понесут, кто будет платить за электричество, охрану и так далее. Их можно понять, они несли потери — мы взяли двор, где сотрудники ставили машины, забрали гараж. Но в итоге договорились, они оказались понимающими ребятами, они знают, зачем это всё надо, — поделился Артём Андросов.

Factura

В итоге открылось это арт-пространство под названием Factura в начале июня. Бизнесмен вложил в благоустройство полтора миллиона рублей. Но при этом прибыли площадка никакой не несет. Деньги за платные просмотры фильма под открытым небом, мастер-классы и выставки уходят творческим коллективам, которые всё это и устраивают. Зарабатывать на площадке Factura Артём Андросов рассчитывает не раньше, чем через год. Пока он только вкладывает свои деньги в проект.

— Я считаю, что такие места нужны городу. Уверен, что в перспективе двух-трех лет это всё будет окупаться. Но я не скажу, что у меня тут большие затраты, это больше административные вопросы. Я сюда часто прихожу вместе с женой. Она мне помогает, чтобы красивенько всё тут было. И я шучу, что мы сделали себе работу на выходные. Выручает еще и то, что у нас предпринимательская семья. Шатры я арендую у брата [бизнесмен Александр Андросов], лампочки с катка «Звездный полюс», вот с мебелью были проблемы. Из-за хайпа летних веранд очень сложно было найти простую складную мебель. Последние стулья с Hoff закупали, а лежаки заказывали аж из Уфы. Вот еще у нас недавно теннисные столы появились — тоже модная сейчас вещь. В Москве есть целая площадка теннис-холл, — рассказал Артём Андросов.

На втором этаже по будням работает 120 швей, поэтому понятны опасения руководства фабрики. Тусовки бы просто мешали производству
Из-за коронавируса пока это место сильно не рекламируют. С одной стороны, площадка на открытом воздухе, и собирать тут людей не запрещено, но с другой — устраивать массовые мероприятия в пандемию неправильно

Ожидания по поводу площадки фабрики у бизнесмена оправдались. Людям действительно будто не хватало подобного места в городе. Но были и неприятные ситуации. Помимо любопытных творческих людей сюда захаживают и хулиганы. Поэтому предпринимателю пришлось найти волонтеров, которые следят за порядком, и нанимать охрану.

— Из неприкольных историй — это, пожалуй, ситуации с туалетом. Мы поставили здесь две чистенькие будки. Это временная мера, конечно, но всё же. А люди умудряются в темное время суток писать по углам, из-за чего у меня потом возникают конфликты с собственником. Поэтому будем ставить камеры. Из приятного — я не ожидал, что у меня тут будет итальянская опера. А еще то, что это место притягивает классных и интересных ребят. Здесь собирается играть в настольные игры канадец со своими друзьями, а после — помогает другим изучать иностранные языки. Тут такая тусовка по выходным, что очень сложно потом выгнать, — шутит бизнесмен.

Игры с носителями английского языка пользуются популярностью
Здесь же поставлена сцена и установлены качели для зрителей

Бизнесмен предоставляет только площадку. По сути, здесь могут провести любое мероприятие. Например, недавно в этом дворе был винный вечер. Иногда здесь показывают фильмы, а перед сеансом студенты-режиссеры рассказывают, как снимается кино, какие смыслы вложены. Часто здесь пытаются устроить вечеринки.

Что будет на этом месте в будущем и на что потратят почти миллиард?

На это арт-пространство у предпринимателя и у властей грандиозные планы. Территория постепенно расширится, кое-что снесут, а что-то построят. По концепции район улицы Дзержинского хотят сделать пешеходным бульваром — закрыть его от машин, связать тропами так, чтобы прогуливающийся мог попасть с одной площадки на другую — не менее интересную и творческую. Со слов Артёма Андросова, правительство готово потратить на развитие улицы Дзержинского около миллиарда рублей.

— В планах у нас разобрать бетонный забор, чтобы сделать проход с Дзержинского, убрать гараж, а на его месте построить сцену для выступлений. В здании, позади которого находится скверик, я его называю сквер бомжей, сделать арку. Там сейчас либо молодежь целуется, либо бездомные спят. И это центр города — выход на Республику. Но так как сквер тупиковый и без освещения, мы там сделаем арку, получится сквозной проход. Еще хотим сделать другой скверик, он будет проходить вдоль здания и соединит улицы Володарского и Республики. Я знаю, что тут планируется сделать. Получится хороший пеший маршрут на четыре квартала, — рассказал Артём Андросов.

Во дворе же фабрики хотят перекрасить стены и сделать песочницу с костровой площадкой, чтобы у тюменцев было ощущение, что они где-то на отдыхе, а не в центре города.

Музыканты часто устраивают здесь небольшие концерты. В будущем хотят проводить квартирники

Еще у бизнесмена есть мысли продолжить развивать питерское настроение в Тюмени и сделать на крыше одного из прилегающих зданий летнюю веранду с винтовой лестницей и балконом.

— Вопрос всегда упирается в экономику. Мы разбираемся, насколько это целесообразно и какие игроки (заведения) заинтересуются этим. Сейчас прорабатываем это, — объяснил Артём Андросов. — В самом начале жена мена спросила: «Зачем тебе это?» Но я ответил, что надо город делать лучше. Она у меня фанат Питера, поэтому, узнав идею, поддержала и даже согласилась помогать. Теперь два-три раза в день сюда заезжаем, смотрим, что да как. Хорошо, что живем недалеко.

Над названием, как признался предприниматель, долго не размышляли. Креативная группа предложила Factura — всем понравилось. Правда, потом оказалось, что некоторые увидели в этом слове негативный посыл — fuck и Тура. Но Артём Андросов только посмеялся над этим.

Factura — это пока пилотный проект. Но его создатель верит, что у задумки большое будущее. И главный повод так считать — это планы правительства на реконструкцию района и крайне удачное расположение двора.

Главной ошибкой ребят из нашего предыдущего выпуска, где мы рассказывали, как тюменская молодежь возрождает фабрику, Артём Андросов считает геолокацию. Мол, такие проекты важно делать именно в центре города. Так это или нет — покажет время. А мы пока предлагаем вам почитать про предприятие, где когда-то делали легендарное пианино «Тюмень», а теперь там люди устраивают вечеринки и не только.

Что мы еще писали о бывших заводах?


В конце 2020 года в Тюмени снесли здание, которое когда-то принадлежало станкостроительному заводу. В последние годы в нем арендовали помещения предприятия малого бизнеса. Здесь появится элитный жилой комплекс «Машаров». О его истории, которая изменила жизнь города, мы писали здесь. Многоквартирные дома появятся и на месте бывшего КСК (камвольно-суконного комбината) в районе улиц Республики и Воровского. Вспомнили, каким было это предприятие, и посмотрели, что от него осталось к осени 2020 года.

Другой завод с полувековой историей выставлен на продажу за 1,8 миллиарда рублей. Участок в 23 гектара покупатели могут дробить и застраивать жилыми домами. Производство медоборудования несколько лет назад переехало в Москву.

Перемены произошли и в облике другого известного советского здания — ТЦ «Океан». Мы решили вспомнить, что особенного в этом магазине, что помнят о нем тюменцы и почему советский магазин стал причиной уничтожения чего-то более прекрасного.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем