Природные пожары продолжают свирепствовать на территории Тюменской области (об обстановке в режиме реального времени мы рассказываем в онлайн-трансляции). Для локализации и ликвидации возгораний сейчас задействовано 200 единиц наземной техники и 10 единиц авиатехники — пять самолетов и пять вертолетов. Рассказываем, где они берут воду, кто определяет, где производить ее сброс, и почему даже самолету-танкеру для борьбы со стихией нужна помощь с земли.
Первым делом — самолеты: какие используют и что они умеют
На территории нашего региона курсируют сейчас четыре самолета Ан-2, которые в простонародье называют кукурузниками, — легкие и маневренные. Они помогают мониторить и отслеживать возникновение новых очагов возгорания и оценивать масштабы уже действующих пожаров в лесах. Управляют этими самолетами летчики Авиалесохраны. Собрав данные о пожарах, они передают их коллегам, чтобы те уже прицельно боролись с огнем.
Самолет-танкер Ил-76, который передислоцировали из Москвы в Тюмень 18 мая, всего один. На борту находится летчик-наблюдатель, который координирует действия пилота (cотрудника МЧС России) и ювелирно точно определят точку сброса на цель — очаг возгорания.
— Ил-76 не способен сам полностью потушить пожар: нужно дорабатывать на земле. Этим занимаются наши парашютисты, десантники. Именно они работают на лесных возгораниях — пожарные из МЧС помогают, но они не обучены бороться с возгораниями в лесах. Рукав от машины дотягивается на небольшое расстояние, а иногда требуется добраться, например, в центр лесного массива, — рассказал 72.RU Алексей Нарышкин, начальник пресс-службы ФБУ «Авиалесоохрана».
Этот грузовой самолет набирает воду в Рощино и в день может прилетать на дозаливку воды до 15 раз, в среднем — 9. Подробнее об этом борте смотрите в нашем видео.
Количество вылетов самолета-танкера зависит от количества очагов возгорания, интенсивности распространения огня. Каждый вылет согласовывается с диспетчером Рощино, чтобы не было пересечения траекторий с другими самолетами.
Вертолеты над горящими лесами и полями: нюансы их работы на пожарах
В тушении пожаров участвуют и вертолеты «ЮТэйр»: на оплату их услуг власти выделили из областного бюджета 13 миллионов рублей. Экипажи тушат огонь на четырех Ми-8 и одном Ми-26. Крупнейший в мире вертолет Ми-26 способен меньше чем за минуту сбросить 15 тонн воды. Ми-8 способен поднять до 4 тонн воды и выполнить точный сброс на очаг возгорания.
— Основная сложность при тушении с воздуха — в чрезвычайно высоких температурах над местом пожара. Чтобы выполнить точный сброс воды, вертолет должен максимально близко подлететь к очагу возгорания. Действовать экипаж должен очень быстро и профессионально, чтобы горячий воздух не успел повредить двигатель вертолета, — рассказали 72.RU в пресс-службе АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги».
На борту каждого вертолета есть летнаб (летчик-наблюдатель от МЧС. — Прим. ред.), который говорит, куда лететь. Воду набирают в ближайших к месту сброса водоемах — реках, озерах, карьерах. Для этого у каждого вертолета есть специальные водозаборные устройства, которые погружаются непосредственно в воду.
Если самолеты тушат только лесные пожары, то вертолеты помогают бороться с огнем повсеместно, где требуется помощь с воздуха. Но и вертолеты, и самолеты направляются туда, где обстановка из-за пожаров наиболее напряженная, сложная. По данным руководителя лесного хозяйства по УрФО Олега Сандакова, сил и средств для тушения природных пожаров в Тюменской области сейчас достаточно.