В Тюмени у горожан власти пытаются отобрать землю. Региональный департамент имущественных отношений подал иски к собственникам земель на Салаирском тракте с требованием аннулировать межевание участков и исключить данные о земельных участках из баз данных Росреестра. Чиновники считают, что произошла ошибка и люди оформили не те участки на себя. Владельцы участков удивились поступившим искам — люди пользуются землей очень долгое время, по несколько десятков лет.
Что за участки
Это земли в районе пересечения объездной дороги и Салаирского тракта, неподалеку от озер Нижнее Кривое и Верхнее Кривое. Здесь «нарезаны» четыре участка, каждый площадью около 2 гектаров. Несмотря на близость к озерам, место не элитное — участки заболочены, строить здесь нельзя. Люди используют их как сенокосные угодья. Под эти цели им участки и выдавали.
С редакцией сайта 72.RU связались представители Нины Торопыгиной, собственницей одного из участков. Женщине 84 года.
— Мне 60 лет, а я, себя сколько помню, мы всегда там сено косили. Соседей всех знаем, кто рядом косит тоже. Нас там четыре семьи, и позже всех землю дали только одним — они в 1984 году появились, — рассказала Ирина, дочь собственницы участка.
На своем участке семья собирает траву для кроликов.
Согласно генплану Тюмени, в 2008 году территория, где расположены участки, из-за которых судятся власти, относилась к зоне заболоченных угодий. В 2012 году землю перевели в зону озелененных территорий, а в марте 2017-го — в зону городских лесов. По словам тюменцев, леса здесь никогда не было.
— Как-то у нас тут одна ель выросла, но потом она засохла. Неблагоприятная среда здесь для нее, заболачивает сильно. Деревья тут не растут и не росли никогда, — рассказали собственники земли. — Затапливает от Метелева и до самого Верхнего Бора. Стоит огромное море. Летом вода сходит, и мы косим траву. Здесь и раньше сплошные стога стояли, совхоз «Воронинский» там рядом был, когда еще вместо моста ходил паром.
Позиция властей
В своем исковом заявлении региональный департамент имущественных отношений указал, что в свидетельстве на право собственности на землю (выданном в 1993 году) не содержится никаких элементов привязки к местности. Чиновники утверждают, что определить местоположение земли на основании свидетельства невозможно. И считают, что при межевании допустили нарушение законодательства, которое привело к неверному определению местоположения земель.
Тамара Торопыгина оформляла участок в собственность в 2015 году. Кадастровый инженер указал, что границу земли сформировали в соответствии с выкопировкой из плана Тюмени.
Также чиновники считают, что установление границ земельного участка с разрешенным использованием для сенокосного угодья, для использования в качестве сельхозугодий в городских лесах считается нарушением. О том, что при межевании земля относилась к другой зоне, в иске представители областного департамента не указали. Власти упирают на то, что, согласно законодательству, запрещено менять границы земель участков, где располагаются городские леса. Кроме того, это еще и зона зеленого фонда, где запрещено вести хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на территории.
Департамент просит суд признать недействительными результаты межевания по землям и изъять из Росреестра информацию о них. То есть просто убрать участки с этой территории и стереть о них регистрационные записи в Росреестре.
Обновлено 12 мая в 11:00
По данным регионального департамента имущественных отношений, они оспаривают результаты межевания участка, его местоположение, но не право собственности людей на землю. Чиновники разъяснили, что ошибочное определение местоположения земель приводит к тому, что участок может быть учтен, например, в другом населенном пункте или другом кадастровом квартале. Такая ситуация иногда складывается с участками, предоставленными в 90-х годах на основании выписок из похозяйственных книг. Выявление такой ошибки, в свою очередь, дает департаменту основание предположить, что эти участки необоснованно занимают земли, находящиеся в госсобственности региона. Определить это как раз и помогает судебная землеустроительная экспертиза, назначаемая судом. В практике регионального департамента прошлых лет уже имелись случаи, когда действительно при рассмотрении подобных судебных дел по результатам экспертизы было подтверждено, что межевание земельного участка произведено неверно и требования департамента были обоснованными.
Что говорят собственники?
Нина Торопыгина из суда получила только повестку и бумагу о назначении заседания. Исковое заявление пришлось изучать уже после.
— Мы даже не могли понять, что за участок, что у нас хотят забрать, — рассказала Ирина, дочь Нины Торопыгиной. — Мама пожилая уже, ей 84 года. Не могли понять, что бабушка нарушила, ничего было не ясно. На первом заседании судья тоже ничего не объяснил, говорил: «Подписывайте, и будет экспертиза», мы попросили отложить, чтобы хотя бы ознакомиться с исковым заявлением.
Люди очень удивились требованиям властей, особенно тому, что они хотят снять земельный участок с кадастрового учета.
— В межевом деле всё расписано от и до, в городском департаменте получали карту, там все участки нанесены. Снимут участки, а со свидетельствами нам что делать? Они выдавались в то время по указу президента России, их тоже отменят? — посетовала дочь владелицы земли. — Они упирают на ошибку кадастрового инженера, но с тех пор уже шесть лет прошло, сроки давности вышли.
Представитель Нины Торопыгиной в суде заявил, что семья не согласна с иском. Пока по делу назначили проведение экспертизы.
Люди считают, что власть может забирать землю неспроста. Участки находятся в непосредственной близости к озерам и у объездной дороги. Такое место могут после отсыпать, в том числе и строительным мусором, и сделать очередную базу отдыха.
Власти смогли отобрать участки у тюменцев, которые купили землю у мошенников. Преступники незаконно оформили в собственность участки, а после перепродали их обычным людям. В схеме участвовали даже сотрудники Росреестра. Власти могли взыскать причиненный им ущерб с преступников, но выбрали другой путь восстановить право собственности на землю и просто забрали у людей участки. Кто-то до сих пор продолжает платить кредит, взятый на такую важную для семьи покупку.