Имя бывшего главного госавтоинспектора области Геннадия Лоточкина известно многим тюменцам. Он проработал главой тюменской ГИБДД около восьми лет и в 2015 году ушел на пенсию. Без работы Геннадий Дмитриевич не остался, и в 2016 году он стал заместителем директора в Тюменском областном дорожно-эксплуатационном предприятии (ТОДЭП). А о том, что экс-глава тюменской госавтоинспекции — увлеченный историей человек, наверное, знают только его близкие.
Сегодня мы расскажем о его эксклюзивной военной экспозиции, которую он собирал почти 30 лет. В его коллекции не только архивные снимки, письма, предметы обихода бойцов, но и уникальные документы советской эпохи. Показываем частную композицию из Тюмени, посвященную празднованию 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Как все началось: менял царское серебро на ордена
Геннадий Лоточкин говорит, что собирал предметы и вещи для частной композиции начиная с девяностых годов по крупицам. Что-то просил у людей, выменивал и даже находил. Например, именно так Геннадий Лоточкин обнаружил на улице несколько фото военных, которые никому оказались не нужными.
Среди военных экспонатов, архивных снимков, писем, старых документов и газет у тюменца есть и ордена бойцов. Их бывший глава ГАИ в «лихие» годы обменивал в ювелирных мастерских на царское серебро.
— У нас в городе были разные небольшие ювелирные мастерские. Были новые русские, которые носили кресты — большие такие: золотые, серебряные, цепи носили серебряные. Ну, модно было, извиняюсь, бандиты. Я работал тогда в милиции, я сталкивался с ними. И вот туда приносили, вот в эти небольшие мастерские, ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны, ордена Боевого Красного Знамени. Это вот всё серебро, очень хорошее серебро. Их (имеется в виду ордена) переплавляли и делали из них цепи и кресты. Я просто договаривался, у меня были знакомые там. Я скупал царское серебро, ложки скупал, вилки, отдавал туда, забирал эти ордена и отдавал им взамен царское серебро, — рассказал Геннадий Лоточкин.
— На фотографии тюменский фармацевтический завод, женщины-передовики на фоне портрета Сталина. Тогда это была большая честь, вот так фотографироваться на фоне портрета вождя, — сказал Геннадий Лоточкин.
Фронтовые письма-треугольники
Одними из самых трогательных вещей в композиции Геннадия Лоточкина оказались архивные письма военных лет. Это письма с фронта, письма родным и близким, есть даже письма о любви солдата к девушке. Хранятся в коллекции и письма, в которых люди рассказывали о том, как на их деревню напали фашисты.
— Просмотрено цензурой, номер такой-то, такие вот письма были тогда. В своих письмах солдаты сообщали, конечно, о том, как воюют. Много не писали, но в целом о ситуации на фронте, наверное, писали. Вот здесь интересные письма: их читаешь и понимаешь, что тогда происходило. И о чувствах людей в войну: что тоже любили, что знали, за что борются. «Никак не могу собраться, написать тебе люблю, поэтому прошу на меня не обижаться. Я 9.07 дал тебе телеграмму. Вообще, я теперь больше пишу, чем ты, ведь я один должен отвечать тебе, милочке. Напиши, миленькая. Тогда я буду получать письма в два раза больше», — зачитал вслух фрагмент письма Геннадий Лоточкин.
Он также показал различную атрибутику военных лет, документы в единственном экземпляре, письма с благодарностями и комсомольский билет со следами крови советского бойца. Всё это пока хранится в его импровизированном «музее» на работе в ТОДЭП.
— Вот такой комсомольский билет бойца-красноармейца. Вот он в таком вот состоянии. А почему он в таком состоянии? Здесь мы можем даже увидеть кровь. Здесь пишут, что погиб смертью храбрых 17 октября 1941 года в деревне Никулино в боях с фашистами. Вечная память, политрук Сизов, — прочитал Лоточкин.
— Вот еще письмо из тыла. 6 января 1944 года. Здесь женщина, ее Татьяна зовут, пишет своей родственнице, как немцы зашли к ним в деревню, расстреляли там и малых, и старых. «Здравствуй, дорогая сестрица Клавдия! Вчера вечером я получила радостную весточку о любимой сестренке. В ответ пишет теперь твоя сестрица Таня. Клава, получив твое письмо, я плакала и думала, что осталась одна вообще из рода всего. Напишу про свою жизнь и то несчастье. Коварный враг погубил наших папу, маму плюс детей всех. Нина находится в партизанском отряде. И Стёпа в партизанском отряде, на сегодняшний день про них ничего не знаю, как они там. В феврале 1942 года, когда шла экспедиция немцев, губили всех, весь народ. Особо партизанские семьи грабили... Всего в нашей деревне убили 22 человека. В том числе в феврале 1942 года наших 8 человек. От рук фашистов погибли наши родные все. Клава, как тяжело переживать это тяжелое время, сейчас переживаю этот промежуток времени...». Такое письмо, без слез не взглянешь, — прочитал Геннадий Лоточкин.
У каждого солдата во время войны, говорит Лоточкин, был медальон с небольшой бумагой. На ней боец должен был написать свои данные.
— Мы должны помнить этот подвиг всегда! Все должны помнить о подвиге наших дедов, наших прадедов. Они завоевали нам ту свободу и мир, в которых мы с вами живем, — подытожил Геннадий Лоточкин.
Что еще мы писали про Великую Победу
Ранее мы рассказывали о Константине Попове — ветеране Великой Отечественной войны. В 1939 году его 20-летнего призвали в первый запасной полк тяжелой артиллерии из деревни Щекурья Березовского района (ХМАО). В то время он уже работал механиком. На фронт парень попал в ноябре 1941 года. Он оказался в части 1618-го легкого артиллерийского полка. Полностью историю можете прочитать по этой ссылке.
Каждую неделю мы вспоминали о настоящих героях Великой Отечественной. Со всей страны они шли за победой на Запад: кто на танке, кто на «катюше», а кто — пешком. Родственники летчиков, радистов, артиллеристов делились с нами их историями и фронтовыми снимками. В предыдущем материале мы публиковали истории героев войны.
Еще больше трогательных и героических рассказов и исторических снимков смотрите в нашем Instagram «Первый фронтовой». Фронтовые снимки со всей страны мы публиковали в нем каждый день. Подписывайтесь и гордитесь героями, которые завоевали Великую Победу для страны.