А помните, что на Туре когда-то было плотное судоходное движение? По реке ходили пассажирские пароходы и сплавлялись грузы. Да и лодочек у тюменцев было не счесть. Сейчас у большинства жителей города только одна возможность прокатиться по реке — это экскурсионный теплоход. С учетом забитых дорог, может, стоило бы в летнее время запускать речной трамвайчик? Одна проблема — строительство набережных на корню убивает всякую возможность малого судоходства. Владимир Бухвалов, кандидат технических наук и коренной тюменец, призывает власти вернуть Туру тюменцам. Далее от первого лица.
Река в гранитном плену
— Мой отец, участник финской и Отечественной войн, в 1955 году построил первую моторную лодку. С этого времени я и моя семья каждый год отдыхаем на берегах реки Туры. Количество личных лодок и катеров на муниципальной стоянке маломерных судов на левом берегу Туры, напротив строительного института, в 60–80–90 годы достигало сотни. Это значит, что с учетом членов семей, родственников и знакомых тысячи жителей города пользовались акваторией реки для отдыха, купания и рыбалки. И сегодня, наверное, немалое число плавсредств зарегистрировано и эксплуатируется собственниками на нашей Туре.
Проблема в том, что после постройки набережной в виде «Китайской стены» по правому берегу доступ с реки на лодку стал невозможен. Берег на протяжении целого километра отрезан от воды, поскольку набережная не предусматривает никакого вида водопользования для жителей города и пассажиров маломерных судов. Там не предусмотрено ни одного лестничного спуска к воде. Единственный выход для посадки пассажиров под громким названием «ПРИЧАЛ» совершенно не годен для малых судов в летнее время, поскольку в период низкого уровня воды высота площадки над водой (до 2 метров) не позволяет ее использовать с борта обычной моторной лодки. Именно тогда, когда стоит жаркая погода!
Построенный в 2019 году спуск к воде на Масловском взвозе тоже малопригоден для пользования, поскольку удален от маршрутов общественного транспорта и доступен только автомобилистам, а не простым гражданам, которых я, например, пригласил отдохнуть на пляже Верхнего Бора. Раньше люди могли приехать к реке на любом автобусе до остановки «Музей "Городская дума"» — для посадки на борт и высадки.
Казалось бы, при проектировании набережной для левого берега можно было поступить более человеколюбиво, построить ее подобно схеме на реке Неве в Санкт-Петербурге с возможностью подхода к воде, причаливания больших и малых судов и лодок, как это сделал Петр I. Однако теперь мы ясно видим, что история повторяется. Доступ жителей Тюмени к воде на всем протяжении оказывается заблокирован шпунтовой стенкой. Хочется напомнить уважаемому руководству города, что река — это объект общего пользования. Водный кодекс гарантирует людям право пользоваться береговой полосой для передвижения, рыболовства и причаливания плавучих средств.
«Интересно было бы видеть, как дружина Ермака Тимофеевича высаживалась бы на тюменском берегу и штурмовала шпунтовую стенку»
Возникшая ситуация с невозможностью доступа к водной глади реки, на которой основан град Тюмень, в пределах всей центральной части города беспокоит, я думаю, многих жителей города, особенно Зареки. Прекращение доступа к воде — это нарушение прав пользования окружающим пространством неограниченного числа горожан. К ним относятся все собственники лодок и катеров, как зарегистрированных в Тюмени, так и путешествующих по реке, члены их семей и другие жители и гости города. Согласитесь, что такая ситуация мало способствует декларируемому развитию туризма в нашей области.
Что нужно сделать
Считаю, что необходимо устранить препятствия по доступу к воде. Для начала с правого берега надо снять бетонные ограждения — стенки с имеющихся лестничных спусков к воде. Так, например, лестничный спуск у строительного института, который выходил к воде в 2017–2018 годах, был на наших глазах закрыт бетонной стенкой. Кроме того, нужно предусмотреть безопасные, комфортабельные лестничные спуски на строящейся набережной по левому берегу как минимум с двух сторон от пешеходного Моста Влюбленных и далее через каждые 100–200 метров. Такие выходы на сухой берег сберегут многих граждан, упавших по неосторожности в воду, особенно в весеннее половодье. К сожалению, все, кто упадет с «Китайской стены» на правом берегу, практически обречены, а если несчастье произойдет летом в малую воду, то им не поздоровится при падении на обломки бетона и арматуру, которые обсыхают и видны в межень у подножья стены.
Согласны с автором?
Напомним, в прошлом году начались работы по строительству набережной на левом берегу Туры, первым делом строители вырубили деревья. Проект переустройства вызвал шквал критики, новую набережную называют раскаленной сковородкой.