Смерть 18-летнего курсанта ТВВИКУ Михаила Баранова от менингита стала потрясением как для его родных, так и для горожан, обеспокоенных ситуацией в училище. Молодому человеку стало плохо 7 ноября, а на следующий день он умер в тюменской больнице. Сайту 72.RU удалось поговорить с родителями молодого человека и его девушкой, которые рассказали, как узнали о трагедии и почему боятся за друзей умершего курсанта, благодаря которым общественность узнала о гибели Михаила.
Родители курсанта живут в городе Сарапуле. Миша приехал в Тюмень, чтобы стать военным: сначала он окончил Тюменское президентское кадетское училище, а затем поступил в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Образование в Тюмени для парня должно было помочь построить военную карьеру, но всё окончилось спустя несколько месяцев после поступления.
Отец Михаила — 54-летний Станислав Баранов — рассказал 72.RU, что Миша был поздним ребенком в семье и единственным сыном. Мужчина признается: он до сих пор не верит в случившееся.
«Ребенок находится в реанимации». Что говорят родители Михаила
— Как вы узнали о том, что с сыном случилась беда?
— 8 ноября с утра был звонок от командира взвода, потом от командира роты. Сказали, что ребенок находится в реанимации. До этого не было никакого звонка. После мы пытались дозвониться до реанимации. Еле-еле дозвонились. Нам сказали, что срочно надо выезжать к ним. Диагноз не озвучивали. Сказали только, что состояние тяжелое, плохие анализы. Ничего невозможно было узнать. Ничего. Тот факт, что мы родители, никого не волновал. Потом мне позвонили из ТВВИКУ — то ли командир взвода, то ли роты, не помню уже, и сообщил, что сын скончался.
— Когда вы с сыном разговаривали в последний раз? Был ли у него доступ к телефону?
— Последний раз он звонил нам 5 ноября, когда появилась возможность. У них там нет никакой связи с родителями. Мальчишки как могут, так и изворачиваются. В президентском училище каждый день была возможность созвониться. Из ТВВИКУ Миша всегда звонил с разных телефонов. Им не разрешали им пользоваться. Я не понимаю этого никак. Почему нельзя звонить каждый день хотя бы в определенное время? Совсем не понимаю. Мы никогда не знали, когда и с какого телефона он позвонит.
— Жаловался ваш сын на условия в ТВВИКУ?
— У нас он никогда ни на что не жаловался — не из таких. Условия, по сравнению с президентским училищем, были небо и земля. Сын говорил, что один душ на сто человек, помыться не всегда получалось, вода не всегда горячая. На питание не жаловался. Как-то обронил, что командир роты у них не терпел выпускников ТПКУ (Тюменского президентского училища).
— Как вы оцениваете реакцию ТВВИКУ на жалобы Михаила на самочувствие?
— В ТВВИКУ вообще не оказывалась медицинская помощь. Они нам вообще, по сути, не стали рассказывать ничего. Только то, что заболел он, госпитализировали, приняли все возможные меры и тому подобное. То, что якобы он отказался от госпитализации, — это неправда. Не может быть такого. Нельзя так, нельзя так!
— Если бы не курсанты ТВВИКУ, то никто бы не узнал о смерти Михаила.
— Я считаю, они правильно сделали. Хочу, чтобы такое ни с одной матерью не случилось, ни с одним отцом.
— Почему Михаил решил учиться на военного?
— Он всегда был самостоятельным. Мы хотели, чтобы он получил хорошее образование. Тюменское — лучшее, не в сравнении с нашим сарапульским. Мы советовали, конечно, поступать в Королевское военное училище. Миша был живчиком — всегда мог всё достать, пробить, была у него такая жилка. Когда учился в кадетском, встретил девочку очень хорошую.
— Она из Тюмени?
— Да, она из Тюмени. У него любовь была... (Отец замолчал, чтобы сдержать слезы.) Летом он собирался к нам приехать, чтобы познакомить с ней и её родителями. Он выбрал ТВВИКУ, чтобы остаться в Тюмени рядом с девушкой.
— Что вы хотите сейчас делать — после смерти сына?
— Я хочу, чтобы это больше не повторилось. Чтобы люди, допустившие гибель моего сына, не работали, чтобы каждый был на своем месте.
Матери Михаила Зинаиде 65 лет, и она инвалид второй группы. Смерть единственного сына далась ей крайне тяжело. Она с трудом может говорить. Признается, что переживает сейчас за курсантов, которые рассказали о смерти их друга:
— Мы боимся за других детей. Вот, что самое страшное. Те ребята, которые так правдиво дали интервью, они мальчишки — они ещё не умеют лгать. Мы знаем, что на них орали на построении, чтобы никакая информация не просачивалась. Миша — единственный наш ребенок, и больше никого у нас нет. Как же это? Пусть будет независимое расследование. Это был удивительный, сильный ребенок...
После этих слов женщина не смогла продолжить разговор.
О чём рассказала девушка Миши
Мы пообщались с девушкой Михаила Полиной Шереметьевой. Их отношениям 12 ноября должно было исполниться полгода. Они начали встречаться, когда молодой человек ещё учился в президентском кадетском училище. Вероятно, о смерти Михаила она узнала скорее, чем его родители.
— Мне позвонила его мама, сказала, что Миша в реанимации. Я была на парах. Сразу же со своей мамой поехала в ОКБ № 2. По приезде нас сначала не впускали, сказали ждать врача. Потом вышел врач и сообщил эту ужасную новость. Было часа в три дня. Сказал, что его привезли в крайне тяжелом состоянии, с высокой температурой и почти без давления. Ничего нельзя уже было сделать. У него температура поднялась 7 ноября вечером. Если бы раньше привезли в больницу или мне сообщили, или маме, то, наверное, могли бы его спасти.
— У него была возможность связаться с вами?
— У них там запрещены телефоны. Особенно сенсорные. Только кнопочные, их им выдают, и то не всем. Он брал телефон у товарищей.
— Когда с ним было легче контактировать?
— Конечно, во время учебы в президентском училище было легче. Руководство ТПКУ очень хорошее. На прощании с Мишей было в основном руководство президентского училища. Даже оркестр их был. Из президентского приехали воспитатели. Из ТВВИКУ я видела только командира батальона и всего шесть несчастных человек, которых отпустили. Не всех пустили просто попрощаться с товарищем.
— Михаил рассказывал про условия проживания в ТВВИКУ?
— Он рассказывал про антисанитарию, про тараканов в казармах. Были и мыши, а они же переносчики инфекций. Его ещё переселили со второй полки на первую. Их ротный почему-то недолюбливал кадетов из президентского училища. На прощании я его не видела.
Отчисление друзей
— Его друзья из ТВВИКУ рассказывали, что с ним произошло?
— Они говорили, что у него была сыпь. Он пошел к командиру, но тот сказал, что синяков нет, значит, всё в порядке. Сейчас мальчиков, которые рассказали про произошедшее, запугивают отчислением из училища. Я не считаю, что это правильно. Друзья могут пострадать за правду. Парня, который рассказал правду про Мишу, хотят отчислить под предлогом «крысятничества». Там хотели скрыть и не выносить сор из избы. Я очень сильно не хочу, чтобы такое повторилось.
— Как они пережили смерть друга?
— Мне очень жалко товарищей Миши. Они очень подавлены, они его очень любили, не верят до сих пор. Им очень трудно. Нам всем очень трудно. До сих пор не укладывается в голове, что такое произошло.
— Какие планы были у Михаила на жизнь, каким он был человеком?
— Никогда не жаловался. Самый лучший мальчик на свете, настоящий мужчина. Он хотел быть военным. Это была его мечта. Он очень стойкий и порядочный мальчик, настоящий друг. Учиться ему нравилось. Был спортивным: ходил на пятиборье и на плавание. Был жизнерадостным и хотел жить.
Скончался от инфекции и сепсиса: из-за смерти курсанта завели уголовное дело
Главное военное следственное управление СКР расследует ситуацию с курсантом.
— Возбуждено уголовное дело по признакам неоказания помощи больному, повлекшее по неосторожности его смерть, — сообщает пресс-служба ведомства
По информации следствия, 7 ноября в 21:30 курсант обратился в поликлинику ТВВИКУ с жалобой на высокую температуру. Производившая прием медицинская сестра нормализовала температуру тела, дав ему лекарство. После чего направила его в подразделение, обязав явкой на прием к врачу на следующий день в 8 часов утра.
Утром в 7 часов курсант вновь обратился в поликлинику с жалобами на высокую температуру и боли в животе, его осмотрел терапевт. В 08:30 скорая доставила Михаила в больницу.
— В 13:15 он скончался от молниеносного течения инфекции и сепсиса, — добавили следователи.
Источник 72.RU рассказал, что в ТВВИКУ до сих пор работают военные прокуроры и следователи. По его словам, информация о том, что Михаила Баранова с температурой отправили чистить снег — выдумка.
Сейчас в инфекционной больнице Тюмени лежит 21 курсант ТВВИКУ. Все они контактировали с Михаилом Барановым. В поисках правды друзья умершего молодого человека создали петицию, в которой просят губернатора Тюменской области и министра обороны разобраться в ситуации. В тексте петиции отмечается, что к смерти могла привести халатность медсестры и командира роты. На данный момент её подписали около 3 тысяч человек.
За две недели до смерти курсанта на всю страну нашумела другая история связанная с военными. Тюменский солдат Рамиль Шамсутдинов открыл стрельбу под Читой по своим сослуживцам. В результате погибли восемь человек и два получили тяжелые ранения. История вызвала широкий общественный резонанс.
Если вы оказались знакомы с ситуацией в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, свяжитесь с редакцией 72.RU по номеру +7 919 935-15-50 (любой мессенджер, можно анонимно).