На месте одного из снесенных в 2013 году опасных фенольных домов на улице Октябрьской в Тюмени нашли залежи подозрительного строительного мусора. Рабочие начали рыть котлован для будущей котельной и наткнулись на неожиданный сюрприз. Чиновники сейчас разводят руками и говорят, что они не знают, откуда в земле появились фрагменты стен каких-то домов, а местные жители уверены, что это результат работы недобросовестных подрядчиков.
Ветхие дома, признанные опасными для жизни, по условиям договоров должны были снести и вывезти на полигон. По отчетам, которые подрядчики предоставили чиновникам, так оно и есть, но если копнуть поглубже (примерно на полтора метра), становится очевидно, что кто-то неплохо сэкономил. Это предположение подтверждают и местные жители.
— Я видела, как сносили последний дом — № 63. Крышу и бетон складывали и увозили, а сами стены и перекрытия ломали, копали яму и тут же зарывали. Никуда не вывозили, — говорит Нина Зайнуллина, жительница Бабарынки.
Лидер и основатель научного сообщества «Ноосфера-Тюмень» Никита Гурьев тоже когда-то жил в фенольных домах. Именно он поднял проблему складирования и закапывания в землю на Октябрьской строительного мусора. Эколог уверен, что 80% конструкций фенольных домов так и остались на Октябрьской. Он предложил чиновникам пригнать экскаватор и копнуть на месте других снесенных домов. Ответ руководителя службы заказчика по благоустройству КАО оказался неожиданным.
— Для чего? Ликвидировать, как свалку, все это мы не можем. Вы хотите раскопать то, что закопано, но у нас нет такой статьи расходов — нет такого понятия, как свалки под землей. Если только найти подрядчиков, которые раскопают, согласятся, что это они когда-то оставили, и будут готовы всё устранить. Сейчас казначейство будет выходить на своего подрядчика и пробовать его привлечь, но если этого не произойдет, то я не знаю, как с этим бороться и нужно ли это вообще делать. Рекультивации данного земельного участка не будет, это я утверждаю со 100% уверенностью, — заявил Иван Хохряков, директор службы заказчика по благоустройству КАО.
Чем опасны фенольные дома?
В 2013 году на улице Октябрьской снесли пять двухэтажных домов. Все они были аварийными, но самое главное, что в их стенах находился опасный утеплитель, выделяющий в воздух фенол-формальдегидную смолу. Жители этих домов жаловались на постоянные головные боли. Многие из них впоследствии скончались от рака кожи и дыхательных путей. Негативное влияние на здоровье людей подтверждали результаты исследований. При закрытых окнах концентрация фенола в домах превышала норму в девять-десять раз. В конце 2008 года прокуратура обязала администрацию переселить людей из фенольных домов.
Кто сносил аварийные двухэтажки на Октябрьской?
Один из опасных домов (Октябрьская, 63) сносил подрядчик службы заказчика Калининского округа (ООО «СК «Памир»»), контракты на демонтаж еще четырех двухэтажек заключало городское имущественное казначейство. Их исполнителем было ООО «ИнтерфейсСтрой». На площадке, где рыли котлован для котельной и нашли залежи строительного мусора, работала именно эта компания. Она существует до сих пор и продолжает сносить в Тюмени дома. Один из последних объектов, на котором они работали, — долгострой на Кирова/Ленина.
Что говорит подрядчик, сносивший дом на месте, где был раскопан строительный мусор?
Директор ООО «ИнтерфейсСтрой» Юрий Речкин во время телефонного разговора с журналистом 72.RU сказал, что строительный мусор с площадок на Октябрьской был вывезен в полном объеме.
— Мы же много домов по Тюмени убрали, пройдите, прокопайте их все и увидите, есть там мусор или нет, — добавил руководитель подрядной организации, сносившей четыре фенольных дома на Бабарынке.
Опасен ли строительный мусор, закопанный в землю?
Чтобы понять, какими последствиями обернулось закапывание строительного мусора, необходимо исследовать пробы почвы. Чиновники посоветовали Никите Гурьеву, поднявшему эту проблему, обратиться с просьбой провести такую экспертизу в департамент недропользования и экологии Тюменской области.
— Тара деревянная, загрязненная фенол-формальдегидными смолами, имеет четвертый класс опасности — это малоопасные отходы, а стекловолокно, содержащее фенол-формальдегидные связующие, относится к третьему классу опасности — это умеренно опасные отходы. Их принимают без какой-либо предварительной обработки на полигон ТБО, как любой строительный мусор, — 1424 рубля за тонну. Загрязнение почвы здесь есть, но степень воздействия — низкая, потому что отходы малоопасные, — рассказала Светлана Звонкова, начальник отдела по благоустройству управления по экологии департамента городского хозяйства администрации Тюмени.
Что решили делать дальше?
Несанкционированные свалки, расположенные на поверхности, представители службы заказчика по благоустройству КАО пообещали убрать. К решению этой задачи они уже приступили. Эколог Никита Гурьев, заранее приехав на встречу с представителями городской администрации, увидел технику, которая спешно убирала ближайшие залежи строительного мусора.
Мусор, который уже раскопали на улице Октябрьской, тоже обещают вывезти. Это обойдется примерно в 700 тысяч рублей.
— МУП начал строительство котельной для обеспечения теплоснабжением жилых домов. Подрядчик во время исполнения контракта наткнулся на закопанный мусор, пришлось корректировать проект, включить затраты на вывоз и утилизацию мусора. После этого строительство котельной продолжится, — рассказала 72.RU пресс-секретарь городской администрации Гульнара Сидоркина.
Будут ли наказывать подрядчиков, которые могли сэкономить деньги, выделенные на транспортировку и сдачу мусора на полигон ТБО, — неизвестно. По словам чиновников, установить сейчас вину компаний, сносивших фенольные дома в 2013 году, очень сложно. Фотографии, по которым можно увидеть сходство не только по материалам, но и по цветам, они не считают весомыми доказательствами.
Редакция 72.RU будет следить за развитием событий.