В эту среду, 3 апреля, в Тюмени сгорел памятник архитектуры конца XIX — начала XX века. В прошлом — дом мещанки Рубцовой, ныне — мастерская известного тюменского реставратора Вадима Шитова. В отличие от многих соседних построек с изящной деревянной резьбой, это здание не стало муниципальной собственностью сразу после революции. О самой Рубцовой известно немного: даже её имя в старых документах везде сокращено до начальной буквы. Зато современники помнят тот факт, что женщина постоянно сдавала в аренду комнаты в собственном доме. Отчасти на эти доходы она и жила.
Чем ещё знаменит памятник архитектуры? Кто тут жил в разные годы? Предлагаем вам узнать прямо сейчас.
Публикуем фото и видео с места ЧП.
В чем ценность красивой двухэтажки на Дзержинского?
Среди прочих деревянных дворцов на бывшей Советской, а ныне — Дзержинского дом № 34 не особо выделялся. Но был важным звеном памятников тюменского зодчества, сосредоточенных в исторической части города. Другое дело — история дома, таящая миллион любопытных деталей.
На первый взгляд, ничего особенного в доме нет, но вглядитесь в детали. Фигурные наличники на окнах, нарядные ворота. Изначально, судя по старинной фотографии и архивным сведениям, со стороны правого фасада к дому был вплотную пристроен одноэтажный павильон. В нем до 1920-х годов располагалось фотоателье Луки Ивановича Родионова.
Павильон свой один из первых мастеров тюменской фотографии построил не самовольно. В 1906 году он получил от городских властей разрешение на возведение своей нежилой постройки.
— Двухэтажный рубленый пятистенок под четырехскатной крышей типичен для тюменского зодчества. Обшитые тесом фасады скреплены угловыми филенчатыми пилястрами. Наличники верхних окон имеют боковые точеные колонки и подоконные доски с крупной краевой резьбой. Наличники первого этажа, трактуемого как цокольный, исполнены значительно скромнее и снабжены филенчатыми (двустворчатыми распашными. — Прим. ред.) ставнями. Планировочная основа отчасти искажена поздними переделками. В 1990-е годы объем дома был увеличен с бокового фасада крытыми сенями с лестницей, — так описывает дом в своей книге «Архитектурное наследие Тюменской области» Елена Козлова-Афанасьева.
Фотограф Ирина Шарова побывала на месте ЧП и зафиксировала, что происходило в эти минуты на улице Дзержинского. Публикуем 15 кадров пожара, на которые больно смотреть.
А что потом?
В советские годы в доме жили семьи рабочих тюменских заводов, а в последнее десятилетие прошлого века здесь размещались различные конторы. 11 апреля 1994 года в нашем городе появилась художественно-реставрационная мастерская «МНИХ», основанная профессиональным реставратором Вадимом Шитовым. В конце нулевых творческая мастерская поселилась в доме на Дзержинского, 34.
Всего за четверть века руководитель «МНИХа» со своими подмастерьями и учениками вручную создали множество красивейших изделий из дерева, отреставрировали деревянную резьбу, украшающую более 30 домов. Результат их труда вы можете увидеть на зданиях музея-усадьбы Колокольниковых, ресторана «Потаскуй» и закрывшегося в 2018 году «У Раневской».
— Когда мы приступили к реставрации дома на Дзержинского, 34, то обнаружили по кладке, срубу, старинным кованым гвоздям, что дом был построен не в начале прошлого века, а гораздо раньше — примерно в третьей четверти XIX столетия. Позднее догадка была подтверждена найденным в архиве документом, в котором указано, что мещанка Рубцова в 1909 году приобрела этот дом за 2500 рублей, а усадьба в то время уже была. И стала сдавать квартиры горожанам и гостям Тюмени. Интересно и то, что на соседнем доме, Дзержинского, 34а, — совершенно идентичная резьба. Это может говорить лишь о том, что обе усадьбы когда-то принадлежали одному человеку, — рассказал прошлой осенью Святослав Шитов «Тюменским известиям».
Столичные гости — о старинных домах Тюмени
В прошлом году в наш город приезжал урбанист Аркадий Гершман. Всего за пару дней он успел увидеть все красоты Тюмени, выявить плюсы и минусы архитектурного облика столицы Сибири.
— Понравилось деревянное зодчество, точнее, его остатки. Памятник архитектуры сам по себе ценен, но важна и среда вокруг памятника. Вот стоит у вас красивый деревянный дом с резными ставнями, а рядом с ним невнятная высотка — с одной стороны и дом в стиле евроремонта — с другой. Одноэтажка теряется на их фоне, и важно сохранять именно историческую среду. Имеет смысл сделать в Тюмени исторический квартал, чтобы красота всех этих построек раскрывалась в полной мере, а не какими-то урывками. Если администрация сдаёт историческое здание в аренду, а арендаторы меняют те же оригинальные деревянные окна на пластиковые, то «квартирантам» надо просто бить за это по рукам.
Друг Аркадия небезызвестный блогер-урбанист Илья Варламов бывал в Тюмени неоднократно. Наведывался в гости в мастерскую Шитовых, внимательно разглядывал старинные дома.
— Тюмени есть чем гордиться — это деревянная архитектура. Вы только посмотрите, какая красота, какая роскошь! К сожалению, все эти нарядные деревянные дома стоят среди убогих пластиково-кирпичных коробок из 90-х. Представляете, что было, если бы Тюмени удалось сохранить деревянный центр?! Была непрерывная, цельная историческая ткань! Без пятиэтажек, торговых центров и офисов класса Б+. Со всего мира сюда приезжали бы люди любоваться красотой. А любоваться есть чем, — утверждает столичный гость.
Что осталось от красивого дома сейчас?
На то, чтобы установить точную причину пожара, дознавателям потребуется время. Они пока опрашивают свидетелей и скоро зайдут в дом, чтобы обследовать его. Только после этого смогут сообщить, из-за чего в самом деле памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней, сгорел дотла.
Какова дальнейшая судьба дома, как считаете?
Екатерина Бурлева