В Ленинском районном суде продолжают опрашивать свидетелей по делу Владислава Елфимова, получившего тяжелую черепно-мозговую травму в стенах отряда специального назначения тюменского УФСИН. Молодому человеку стало плохо в день сдачи нормативов по физподготовке. Родные пострадавшего и следствие уверены, что парня покалечили во время спаррингов. Проводить такие испытания официально запретили еще в 2013 году, когда в одном из регионов произошел несчастный случай с летальным исходом.
Накануне, 15 ноября, показания в суде давали действующий заместитель командира спецназа Сергей Тимченко и экс-руководитель отряда Олег Одинарцев. Последний признался, что в день трагедии, 5 мая 2017 года, он планировал отметить свой выход на пенсию, но из-за случившегося застолье пришлось отложить.
— 27 апреля пришел приказ из Москвы, и 2 мая у меня уже был приказ от Тюмени, что меня отправляют на пенсию. Пятого числа, в пятницу, у нас обычно общий сбор личного состава. Если есть кандидаты на службу, то они тоже приглашаются в этот день для прохождения тестирования. Обычно так было заведено. 5 мая 2017 года я приехал, потому что хотел проставиться за пенсию. Я это не скрываю. Я там девять лет был начальником, а вообще в подразделении этом прослужил с 1999 года. Мы с женой привезли продукты, и как раз в это время были тестирования. Всё выгрузили, подготовили и я ненадолго уехал, чтобы увезти жену на работу. А когда вернулся — узнал, что парня увезли в больницу. Естественно, я всё отменил, мы сохранили продукты, какие можно было, и я провел свой откат уже через две недели, — рассказал в суде Олег Одинарцев.
Бывший командир утверждает, что он фактически сложил полномочия еще в январе прошлого года, заявив руководству тюменского УФСИН о своем желании выйти на пенсию. Исполнение его обязанностей в устной беседе решили доверить одному из заместителей — Геннадию Дудко. Именно его в итоге обвинили в превышении должностных полномочий. Сейчас адвокаты подсудимого строят линию защиты на том, что официального документа о назначении заместителя исполняющим обязанности командира не было.
Гособвинитель, опрашивая свидетелей, интересовалась, знало ли руководство отряда об официальном запрете на проведение спаррингов. По словам Сергея Тимченко, им сообщили об этом еще в 2016 году, но руководитель отряда под свою ответственность принял решение не отказываться от привычной практики отбора кандидатов на службу. Сам Олег Одинарцев позже пояснил, что это были уже не спарринги, а проверки навыков рукопашного боя. Объяснить разницу между этим понятиями пенсионер УФСИН не смог.
Три спецназовца УФСИН, участвовавшие в спаррингах с Владиславом Елфимовым, утверждают, что молодой кандидат на службу был в шлеме и в защитных щитках. По их словам, тяжелую травму он получил уже после испытаний, когда упал и ударился головой в душе.
Сам Владислав Елфимов сейчас заново учится ходить и говорить. Давать показания в суде покалеченный молодой человека пока, к сожалению, не может.
— Каждый раз, возвращаясь с судебного заседания, где все свидетели в один голос говорят, что кандидаты были в защите и никто их сильно не бил, я задаю внуку один и тот же вопрос: «Влад, ты действительно был в шлеме?» И каждый раз слышу от него один и тот же ответ: «Нет», — поделилась с 72.ru Любовь Беккер, бабушка Владислава Елфимова.
Следующее судебное заседание назначено на декабрь. Изначально уголовное дело по факту травмирования молодого кандидата на службу в спецназ тюменского УФСИН возбудили по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности». Позже его переквалифицировали на 286-ю статью УК РФ. За превышение должностных полномочий обвиняемому Геннадию Дудко грозит лишение свободы на срок от 3 до 10 лет.
Расследование похожего уголовного дела, возбужденного по факту травмирования экс-полицейского Ивана Голинея, началось в июне 2015 года и продолжается до сих пор. Недавно пришла уже четвертая по счету экспертиза, которая готовилась более двух лет. Ее результаты оказались не в пользу ОМОНа.
Анастасия Жердина