С начала года больше сотни тюменских пенсионеров стали жертвами недобросовестных оконщиков. Жалобы в полицию, надзорные органы и редакцию 72.ru поступают постоянно, но к ответственности до сих пор никого не привлекли. Схема обмана старая, но хитрецы всё равно находят способ, как вытянуть деньги из доверчивых пенсионеров.
Мы уже рассказывали про 67-летнюю жительницу села Ярково, заплатившую 30 тысяч рублей за диагностику окон. А на этой неделе в редакцию обратились родственники 84-летней тюменской пенсионерки, у которой оконщики вытянули 87 тысяч рублей. После выхода публикации с нами связался читатель Дмитрий. Год назад он стажировался в рядах одной из таких фирм. Молодой человек продержался в оконной компании лишь два дня, после чего понял — такая работа не для него.
Как устроены трудовые будни подобных специалистов, откуда они берут адреса и персональные данные пожилых тюменцев, какие фразы говорят пенсионерам, что те безропотно выкладывают десятки тысяч рублей, и сколько денег оконщики получают за каждую заключенную сделку — читайте об этом в колонке Дмитрия, несостоявшегося оконного мастера.
Трудоустройство
В прошлом году я искал работу. На одном из сайтов нашел вакансию торгового представителя пластиковых окон. Точное название должности не помню, но вроде бы звучало именно так. Зарплату обещали от 35 тысяч рублей, а с премией, по заверениям работодателя, можно было зарабатывать до 60 тысяч рублей. Цифры меня привлекли, я позвонил. Мне предложили приехать на собеседование в офис на улице Дзержинского.
Офис оказался большим и просторным. На собеседовании начальник задавал стандартные вопросы: зачем пришел, почему, где работал... Я ответил, что мне нужна работа. После этого он дал мне листочек и попросил написать шесть причин, почему я хочу работать у них. Я написал, отдал и уехал. Через два часа мне позвонила девушка и сказала: «Вы приняты, приезжайте завтра в 9 утра».
Я приехал, зашел в офис. Вижу, народ сидит — примерно 10 человек. Среди них двое новеньких — я и ещё какой-то парень. Я подготовился к рабочему дню, загуглил, как производятся замеры окон, составляются чертежи. В итоге оказалось, что работа состоит в другом.
Первый рабочий день и первые бабушки
На инструктаже мы записали в тетрадку названия различных фурнитур, ручек, москитных сеток, кто производит и кто поставляет. После собрания меня отправили стажироваться с мастером по имени Женя. Я спросил у него, в чем заключается работа — замеры окон или что? Он сразу сказал: «Нет, совсем другое». Сотрудники из офиса скинули Жене на телефон СМС, в которой указали район, где он должен работать. Мы приехали по указанному адресу на улицу 50 лет Октября. Дверь открыла бабушка, мы зашли в прихожую.
Женька сразу стал тараторить. Много слов было не по работе, а для того, чтобы лапши накидать на уши. Я стоял, молчал, смотрел, а он молотил без остановки. Кошка бежит по коридору — так он про кошку. Огурцы режете? Варенье сделали, да? Что, муж — охотник (сейф стоял посреди комнаты)? Потом дошел до окон. Бабушке сразу дали листок бумаги, сказали, что работаем на «И.П. Хамматов Д.А». Кстати, некоторые люди замечали и спрашивали, почему организация зарегистрирована в Ханты-Мансийске. Тогда Женька отвечал, что мы работаем по всей России, а главный офис вообще находится в Санкт-Петербурге.
Когда дошло до дела, он оценил окна в квартире. Потом сказал: «Я бы порекомендовал вам заменить ручку. Она болтается. Вот, у меня есть новая. Хорошая, немецкая. Она не ломается». На этих словах он достал её, открутил старую и прикрутил новую. Предложил бабушке попробовать.
До этого во время инструктажа нас учили, как нужно себя вести, если люди начинают догадываться и говорить, что мы им что-то навязываем. На такие заявления надо отвечать: «Ничего вам не навязываем, а рекомендуем заменить, потому что зимы холодные. Сейчас мы бесплатно сделаем диагностику, а так выезд специалиста стоит 800 рублей». Вообще у нас был целый список фраз и заготовок, как надо разговаривать с человеком, чтобы лапши накидать, даже слова были прописаны, которые надо почаще использовать в разговоре.
Но первой бабушке нам не получилось ничего навязать. Когда мы вернулись в машину, Женя сказал: «По-любому у неё есть деньги. Но не получилось что-то». Я сначала не понял, в чем прикол. Затем нам скинули второй адрес. Видимо, есть какая-то база пенсионеров. В офисе сидят девчонки и обзванивают эти квартиры, предлагают бесплатную консультацию. Красиво говорят, поэтому когда пожилые люди соглашаются, они скидывают нам адрес.
Во второй раз дверь опять открыла бабушка. В коридоре бегала кошка. У Жени был с собой лазер, чтобы мерить температуру. Он с кошкой поиграл — внимание поотвлекал, да и бабушка осталась довольна. С ней тоже сначала поговорили на отвлеченные темы, а потом пошли окна смотреть. У нее реально фурнитура оказалась сломанной. Мой напарник огласил список того, что надо поменять. Цены, на мой взгляд, были очень завышены. Та же ручка на рынке стоит 200 рублей, а ей оформляют за 2000 рублей. И так во всем.
Легкие деньги
В итоге мы наболтали бабушке на 11 300 рублей. Спрашиваем: «Будете оплачивать?», а она отвечает: «А кому оплачивать?». Женя ей говорит: «Можете мне оплатить, я заявку оформлю. Вам мастер приедет и всё поменяет». Дожал её. Дал договор, который в принципе сделан в рамках закона. Бабушка расписалась, что деньги отдала. Всё по закону, но по факту — это очень сильное навязывание услуг. Потом Женя в машине говорил мне, что можно было бабушку на 25 тысяч раскрутить. На второй день мне Женька сказал, что эту бабульку еще на 10 тысяч удалось дожать уже после нас. Они поменяли ей, конечно, фурнитуру, ручки, но снова деньги взяли.
С пожилыми легче работать. Молодые часто сразу прогоняют с порога, но кого-то получается обработать. Когда я приходил на стажировку, то видел высокого уверенного сотрудника лет сорока, говорили, что он работает с молодыми клиентами.
Ребята-оконщики сидят на проценте. Обычно им идет 20% от полученной суммы. Три часа поболтал языком и получил где-то 3000 рублей. В итоге у Жени набегало около 60–75 тысяч рублей в месяц. Есть те, кто и под 150 тысяч может заработать, если хороший месяц. Легкие деньги! Задача простая — приехать и лапши навешать. Если на 300 тысяч людей огрел за месяц, то накидывают еще премию сверху.
Корпоративная культура
У них, кстати, планерка очень странная. Приходишь утром, заходит в кабинет начальник. Сразу на полную катушку включает Rammstein и кричит: «Как настроение?». Все отвечают: «Хорошо!». В ответ: «Не слышу, как настроение?». Ему: «Хорошо!». Ко мне подходит, как к новенькому: «Как тебя зовут боец?», говорю: «Дима», он: «Давайте похлопаем Диме!», и все хлопают. Я сидел в этот момент и думал: куда вообще попал?
Начальника звали Олег. Он тогда Mercedes как раз купил. Они ещё шутили на эту тему с Женей. Начальник нам рассказывал, что год назад был таким же простым пацаном, а теперь вот руководит всеми. Я так понял, что те, у кого хорошо получается, едут открывать офис в каком-то новом городе. На работу берут в основном молодых, так как те, кто постарше, сразу уходят.
Клиенты, когда приходят в себя, начинают звонить сыновьям и дочерям. Те приезжают или звонят нам. Олег с ними разговаривает. Говорит, что всё у них сделано нормально, по закону. Очень редко, когда кому-нибудь удается вернуть деньги.
После двух дней стажировки я позвонил напарнику и сказал, что не могу дальше работать. Испугался того, что должен стоять и врать людям. Потом же стыдно будет за то, что обманул бабульку. Женька сказал: «Да что ты, попробуй! Ты даже не попробовал. Надо же попробовать. Легкие деньги!». Я все равно отказался дальше работать.
В тюменском Роспотребнадзоре сообщили, что с начала года к ним поступило более 50 жалоб на деятельность организаций, выполняющих ремонтно-профилактические работы окон. И это только зарегистрированные случаи. Некоторые пострадавшие от деятельности «оконщиков» никуда не жалуются. На деятельность того же «И.П. Хамматов Д.А» можно найти негативные отзывы о работе в Омске, Челябинске, Перми и Сургуте. Сама же фирма зарегистрирована в ХМАО.
Приходилось ли когда-нибудь вам или вашим родственникам сталкиваться с подобным навязыванием услуг? Расскажите свою историю в комментариях или дежурному журналисту по телефону +7 922 479-00-81 (можно СМС, Viber или Telegram). Также вы можете написать нам в группу или на почту.