Город Наиль Гибадуллин, заместитель директора Центра социальной помощи семье и детям «Семья»: «Чужой беды не бывает»

Наиль Гибадуллин, заместитель директора Центра социальной помощи семье и детям «Семья»: «Чужой беды не бывает»

В тени человеческих трагедий очень часто остаются дети. Дети, которые по разным причинам лишаются своих семей, законных опекунов и остаются бороться с окружающим миром практически в одиночку. О том, куда попадают такие дети всех возрастов, какими усилиями они устраиваются в семьи, какую позицию в такой ситуации занимают чиновники, чего они опасаются и как готовят родителей для «чужих» детей корреспонденту 72.ru рассказал заместитель директора по вопросам реализации семейной политики Центра социальной помощи семье и детям «Семья», кандидат педагогических наук Наиль Гибадуллин.

Наиль Вазыйхович, расскажите, сколько в Тюменской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

– В Тюменской области более шести тысяч таких детей. Хочу отметить, что на сегодняшний день 95,6% детей, оставшихся без попечения родителей, живут в замещающих семьях. Остальные, а это 289 детей – временно находятся в соответствии с показаниями в социальных, государственных, специальных, лечебных учреждениях. По данным на 1 августа, 163 ребенка находятся в психо-неврологическом интернате, 76 детей воспитываются в доме ребенка, детском доме, школе-интернате, а еще 50 – это уже подростки, получающие профессиональное образование. Отмечу, что в 2008 году неустроенных в семьи детей было почти 2,5 тысячи, а сегодня эта цифра меньше в восемь раз. Это, конечно, результат качественно организованной работы, в первую очередь, органа опеки и попечительства.

Почему мы не можем устроить в семьи этих 289 детей?

– В настоящее время ведется работа по подготовке профессиональных замещающих семей к пополнению, в связи с тем, что данные семьи зарекомендовали себя с положительной стороны и мы, как непосредственные участники сопровождения замещающих семей, можем доверить им детей различных категорий. Можно выделить несколько основных причин, затрудняющих устройство этих детей в семьи. Во-первых, кто-то из них имеет отклонения в физическом и интеллектуальном развитии. Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством нельзя разъединять кровных братьев и сестер, а потому сложно найти людей, готовых взять в семью двух и более сирот и детей, оставшихся без попечения. Бывают случаи, когда, например, ребенку 9 лет, а его брату – 16. Младшего можно легко устроить, а старший может уже и не хотеть уходить в семью. Третья причина – возраст. Из учреждений стараются забирать малышей до трех лет. Наши специалисты видят эти проблемы и вносят коррективы в работу Школы замещающих родителей. Хотя все это очень относительно. В моей практике был случай устройства в семью 16-летней девушки с новорожденным ребенком. Алена из неблагополучной семьи и осталась без попечения родителей, у молодой мамы был только один вариант – попасть в учреждение. Я пришел к ней в роддом и сказал, что мы нашли для нее кандидата в замещающие родители. Алена решила попробовать. На следующий день проходит знакомство – они еще толком не знакомы, но они подходят друг к другу, обнимаются. И когда ты смотришь на это, то понимаешь, что не зря живешь, ходишь на работу, копаешься в бумагах. Результат – вот он. И даже если у них не сложатся отношения, то этот подросток уже все равно получит опыт семейной жизни и увидит, как выстроены семейные отношения между людьми, что они могут отличаться от тех, которые были приняты в ее семье. К счастью, у них все хорошо.

Вы сказали «воспитываются в замещающих семьях», что это за семьи?

– Можно сказать, что в понятие замещающие семьи мы включаем приемные, патронатные семьи и семьи опекунов, попечителей, то есть все семьи, взявшие на воспитание биологически чужих детей. На сегодняшний день в Тюменской области более трех тысяч таких семей, в которых воспитывают более четырех тысяч детей (без учета усыновленных), оставшихся без попечения, и детей-сирот. Но прежде чем стать замещающей семьей, эти люди получают статус кандидата в замещающие родители и идут учиться в Школу замещающих родителей. Здесь они ходят на занятия, с ними работают специалисты. Такая школа действует в нашем центре «Семья».

Что входит в обучение замещающих родителей?

– Программа подготовки кандидатов, которые хотят взять под опеку или усыновить ребенка, утверждена на федеральном уровне. В неё входят валеологический, юридический, медицинский и психологический блоки. Занятия проходят как в индивидуальном, так и в групповом формате. Нормы для усыновителей, родственных и неродственных опекунов – разные. На территории Тюменской области, как и везде, преобладает родственная опека. И это вполне объяснимо: когда в семье случается непредвиденная тяжелая жизненная ситуация, а ребенок остается без родителей, первыми на помощь приходят родственники: бабушки, дедушки, дяди, тети и даже близкие к семье, в которой рос ребенок. Так как эти люди знакомы с ребенком, знают его особенности, осознанно идут на принятие ребенка в семью, время их обучения сокращено до 30 часов. Для усыновителей предусмотрен 80-часовой цикл прохождения Школы.

Данные Школы замещающих родителей открыты во всех муниципалитетах, с каждым годом растет число их «выпускников». Так в 2015 году в Тюмени и Тюменской области в Школах прошел обучение 791 потенциальный замещающий родитель, в текущем году уже проведено 130 Школ, обучение прошли 453 человека, в том числе 202 в областном центре.

Все ли кандидаты в замещающие родители успешно завершают процесс обучения?

– Число начавших обучение и прошедших его по всей программе разнится: порядка 10% кандидатов, что называется, «отсеиваются» в период прохождения Школы замещающих родителей. И это нормальное явление. Ведь в процессе работы с психологами выявляется истинная мотивация кандидатов, а также множество других аспектов, и люди обычно сами понимают, что еще не готовы пойти на такой шаг.

А как быстро ребенок устраивается в семью? Например, он остался без родительского попечения и что дальше? Он ждет в приюте, пока родственники оформят все документы?

– Алгоритм оформления ребенка, оставшегося без попечения родителей, или сироты прописан на федеральном уровне. Социальные службы при поступлении сигнала начинают отрабатывать эту ситуацию: выясняют, кто входит в ближайшее окружение ребенка. В первую очередь рассматриваются родственники, а если их нет – ищут кандидатов среди ближайшего социального окружения – обычно это друзья семьи. Как только находится семья, информация незамедлительно подается в орган опеки и попечительства. Незамедлительно, потому что с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения, дается ровно один месяц на его устройство либо под надзор в учреждение, либо в семью. Если опекуны не успевают за месяц собрать необходимые документы, они могут оформить предварительную опеку. В данном случае кандидатам достаточно паспорта и заключения наших специалистов по результатам обследования условий жизни. Кандидаты в опекуны таким образом выигрывают время на сбор необходимых документов, а ребенок остается в знакомом ему окружении. Если не удается положительно решить вопрос с определением ребенка в семью, его помещают в стационарные учреждения, но социальные работники продолжают поиски семьи, так как убеждены, и я поддерживаю эту позицию, что помещение ребенка в социальное учреждение – это не самый лучший для него вариант.

Те дети, которые попали в учреждения, их ждет усыновление?

– Да, они могут попасть в любую замещающую семью, в том числе могут быть и усыновлены. На федеральном и региональном уровнях оказывается всяческое содействие кандидатам, готовым взять на воспитание чужого ребенка. Конечно, процедура усыновления немного сложнее в плане подготовки документов.

Будущих родителей готовит Школа замещающего родителя, а как готовят детей к тому, что их заберут в семью?

– Процесс подготовки ребенка к передаче в семью, создания замещающей семьи очень многосторонний. В нем принимают участие ребенок, оставшийся без попечения родителей, кандидат в замещающие родители, сотрудники учреждения, в котором воспитывается ребенок, специалисты органов опеки и попечительства, родственники ребенка, если они есть, его совоспитанники. Дети в детдомах всегда готовы и даже ждут, когда их заберут в семью. Тем более если они попали в учреждение из семьи, а не росли здесь с рождения. Детей же тоже окружают семейные люди. Те же воспитатели приходят на работу, а вечером уходят домой – в семью, и дети это понимают. Работа социальных служб направлена в такой ситуации на успешную адаптацию и социализацию ребенка в замещающей семье, в новых для него условиях жизни.

Бывает так, что дети, которых однажды забрали из детдома, снова туда попадают?

– Такие случаи бывают, но они единичны.

Многие считают, что брошенные в детдомах дети имеют не очень хорошую генетическую наследственность, и в зрелом возрасте у них могут возникнуть проблемы с психикой, или просто поведение будет асоциальным. Насколько это соответствует действительности?

– Ребёнок, находящийся на воспитании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую имеет определенный опыт проживания в семье или вообще его не имеет. Попадая в семью, при налаживании доверительных детско-родительских отношений, такие дети перенимают от новых родителей и их ценности, обогащая свой опыт позитивными связями и моментами. Вычеркнуть прошлое – невозможно, но научить ребёнка доверять людям и быть добрым, любящим и успешным – можно. Но это требует особенных знаний и навыков от родителя. Для этого и проводятся наши Школы замещающих родителей.

Фото: Фото предоставлено центром «Семья»
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Почему Тюмень превращается в Грязень? Журналист задает вопросы об уборке на улицах
Анонимное мнение
Мнение
Две королевы в тюрьме «мужского мира». В Тюмени покажут драму по пьесе Шиллера — стоит ли ее смотреть
Анонимное мнение
Мнение
Дорогущий Южный обход не избавит тюменцев от пробок: колонка журналиста 72.RU — о бездумной застройке окраин
Анастасия Жердина
Журналист
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления