Город Вячеслав Зулькарнаев, генеральный директор ООО «Элемер-Инжиниринг»: «Импортозамещение в глобальном смысле нереализуемо»

Вячеслав Зулькарнаев, генеральный директор ООО «Элемер-Инжиниринг»: «Импортозамещение в глобальном смысле нереализуемо»

Эксперты по-прежнему не могут прийти к единому мнению по поводу перспектив импортозамещения в российской экономике. Во всяком случае, в сфере промышленности и инноваций, считают они, наша страна слишком долго топталась на месте, чтобы разом ликвидировать отставание от передовых держав. Мы слишком долго «убивали» свое производство, в результате его место заняли иностранные компании и технологии. Свой критический взгляд на тему импортозамещения корреспонденту 72.ru изложил генеральный директор компании «Элемер-Инжиниринг» Вячеслав Зулькарнаев.

На чем основано ваше скептическое отношение к концепции импортозамещения в промышленной сфере?

– Давайте разберем близкий вам пример. Представьте, что некий инвестор решает произвести импортозамещение в средствах массовой информации. До этого он был приверженцем The Guardian, The Washington Post, а теперь вдруг решил обратиться к вам. Но делает это следующим образом. Он говорит: «Ребята, главные требования к вам – объективность, оперативность и эксклюзивность информации. Для этого у вас должны быть собкоры во всех точках мира. Кроме того, нужны экспертные мнения по вопросам бюджетирования, финансов, автомобилестроения и прочему. Для этого вы подключаете дорогостоящих экспертов. Причем все это мне нужно завтра, за ваши деньги, но гарантий, что я не передумаю и не вернусь к своим прежним предпочтениям, дать не могу». А теперь вопрос: вы ввяжетесь в такую затею? Между тем примерно таким образом сейчас выглядит ситуация на российском промышленном рынке.

В чем конкретно сегодня заключается проблема для этого сектора?

– Ключевым показателем для нефтегазовой отрасли сегодня является откат стоимости бочки нефти к уровню 2003-2004 годов. На фоне падения спроса на газ со стороны Европы как основного потребителя это привело к значительному снижению валютной выручки нефтегазовых компаний. И этих потерь хватило, чтобы они свернули свои инвестиционные программы. А на этих программах держался по сути весь машиностроительный, приборостроительный и нефтегазосервисный кластеры нашей страны. Не будем забывать, что мы сырьевая страна, и ТЭК обеспечивает до 50% российского бюджета и 25% валового национального продукта.

Кроме того, ситуацию в промышленности осложнило закрытие доступа к «длинным» деньгам – кредитные ставки выросли, требования банков ужесточились. Все это привело к тому, что большая часть малого и среднего производственного бизнеса, а также многие крупные компании встали перед вопросом банкротства или полного закрытия. И в таких экономических конвульсиях государство, как и в 2009 году, вернулось к модной теме импортозамещения. При грамотном подходе и определенных предпосылках это действительно было бы удачным решением для развития промышленного сектора.

Но что происходит на самом деле. Основной мейнстрим в поддержке промышленности заключается в том, что государственные монополии обязали приобретать продукцию российских производителей. К сожалению, здесь больше эмоций, чем рационального подхода.

Понятно, что государство не может не декларировать намерение поддерживать бизнес и производство. Поэтому отовсюду слышатся слова «импортозамещение» и «импортонезависимость». Однако давайте взглянем на статистику доли импорта в ключевых сегментах экономики. В станкостроении она составляет 90%, тяжелом машиностроении – 60-80%, легкой промышленности – 70-90%, электронной промышленности – 80-90%, машиностроении для пищевой промышленности – 60-80%. Это официальные данные Росстата, опубликованные в государственных изданиях. Цифры катастрофические.

В этом плане показательным выглядит высказывание одного из замов министра промышленности и торговли РФ, который заявил, что в результате полноценного внедрения программ импортозамещения к 2020 году мы, возможно, снизим средний показатель доли импорта с 70-90 до 50-60%. Заметьте, ни о каком полном импортозамещении речи не идет, говорится, что хорошо бы с боями отвоевать у максимум 30% рынка, и то в перспективе ближайших пяти лет.

То есть мы практически неконкурентоспособны...

– Снова приведу пример из области ТЭК. Практически вся энергетическая инфраструктура, системы управления, учета, диспетчеризации, регулирования на предприятиях построены с применением импортного оборудования. Соответственно, под него настроены программное обеспечение, протоколы верхнего уровня, вообще вся инфраструктура IT. В результате, чтобы какой-нибудь российский разработчик смог прийти на это поле, он должен не просто создать высокотехнологичный конкурентный продукт, но и адаптировать его к уже внедренным системам.

И вот здесь мы упираемся в первый уровень конкуренции с импортом – технологический. Но конкурировать с западными технологиями мы не можем, потому что своих у нас просто нет. И для их создания нам нужны десятилетия и кадры, которых у нас тоже, к сожалению, нет.

Идем дальше. Нефтяники и газовики говорят нам: мы готовы заменять импортное оборудование, но только после того как оно полностью амортизируется. То есть придется подождать еще 5-10 лет. К этому времени российские предприятия должны сформировать собственный продукт. То есть создать опытные образцы, провести промысловые испытания, по их результатам отшлифовать продукт, затем положить его на полочку и ждать сигнала. Но самое интересное, что сигнала может и не быть, потому что к этому времени государство, возможно, найдет компромисс с Западом, санкции снимут, соответственно, ценник с импортным продуктом выровняется.

Допустим, у нас уже есть конкурентный продукт, который мы готовы продавать госмонополиям вместо импортного. Это значит, мы выходим на тендер – и сталкиваемся с другим уровнем конкуренции – ценовым. Он будет пострашнее технологического, потому что за нами целая очередь производителей из «несанкционных» стран во главе с Китаем. Прекрасно известно, что на рынке бурового оборудования, металлопроката, мелкопромышленных форм мы с Китаем конкурировать не можем.

И что же делать в такой, судя по вашим словам, безвыходной ситуации?

– Есть кардинальная мера, которую предлагают особенно «горячие головы» – запретить ввоз вообще всех комплектующих и оборудования из-за рубежа. Но надо понимать, что тогда остановится буквально все. Мы все эти годы не занимались станкостроением. И теперь все станки, вся микропроцессорная техника ввозная. Соответственно, сервис и новый продукт в этом сегменте тоже импортируются.

Какое решение вы предлагаете?

– Чтобы создать предпосылки для реализации программ импортозамещения, необходимо соблюсти ряд условий. Назову лишь четыре основных. Первое – снизить требования к местной продукции, они излишне высоки. Второе – открыть доступ к недорогим заемным средствам. Третье – внедрить практику заключения контрактов, которые будут обязывать компании покупать продукт, разработанный российскими производителями, при условии, что он полностью соответствует техническим требованиям, предъявленным заказчиком. В противном случае разработчик не оправдает свои инвестиционные риски. И четвертое – расширить пакет льгот тем, кто покупает российский продукт.

Но и здесь мы упираемся в вопрос о том, что же из себя представляет российский производитель. Я считаю, он должен отвечать следующим требованиям: это должно быть юрлицо, зарегистрированное в РФ и полностью выплачивающее налоги в российский бюджет, имеющее производственные мощности на территории страны. Но, самое главное, на мой взгляд, все ноу-хау, вся интеллектуальная собственность должна принадлежать компании.

Так уж это необходимо?

– Можно локализовать иностранное производство хоть в Тюмени, хоть в Китеж-граде, но если вам аннулируют патент, конструкторскую документацию, в общем, все права на воспроизведение интеллектуальной собственности, вам придется свой многомиллиардный завод закрыть. Сейчас нечто подобное может произойти в автомобилестроении, в оборонной промышленности, где, может быть, для кого-то это станет открытием, используется огромное количество импортных технологий, и даже в космической отрасли. И в массе своей машиностроительный и приборостроительный комплекс представляют собой локализацию западного бизнеса. Истинно российских производителей единицы.

Отсюда я прихожу к выводу, что импортозамещение в глобальном смысле, как оно нам преподносится, нереализуемо. Это возможно лишь частично, в компромиссном варианте и то лишь в определенных секторах экономики.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления