Один из самых известных дизайнеров в мире Владимир Пирожков 26 мая по приглашению Сбербанка России и правительства Тюменской области посетил Тюмень. Во Дворце искусств «Пионер» он провел мастер-класс «Взгляд в будущее», затем встретился в Деловом кафе tmn с заместителем губернатора Тюменской области Вадимом Шумковым, а на следующее утро отправился в Тобольск, где также выступил с мастер-классом. В беседе с корреспондентом 72.ru президент центра промышленного дизайна и инноваций «AstraRossa дизайн» поделился своими идеями о транспорте будущего и объяснил, почему нам не нужен «Ё-мобиль».
– Владимир, расскажите, пожалуйста, о цели вашего визита в Тюмень.
– Мое сотрудничество с Западно-Сибирским банком Сбербанка началось в прошлом году. Я тогда впервые приехал в Тюмень, чтобы принять участие в клиентском форуме Сбербанка, рассказывал его клиентам о самых прогрессивных и инновационных разработках мировых компаний. Сейчас я встречался с молодыми ребятами, показывал им проекты мирового уровня в области промышленного дизайна, представлял новейшие разработки и открывал планы на будущее (на мастер-классе, организованном Западно-Сибирским банком Сбербанка России при поддержке департамента инвестиционной политики Тюменской области, присутствовали студенты тюменских вузов, техникумов и школьники. – Прим. авт.).
Владимир Пирожков – один из сильнейших специалистов в Европе в области форсайта. Форсайт (англ.foresight – видение будущего) – это технология долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества.
– Вас называют экспертом в вопросах будущего. Мероприятие, которое вы проводили в «Пионере», так и называлось – «Взгляд в будущее». С каким чувством, по вашему мнению, надо смотреть в завтрашний день?
– В будущее надо смотреть с верой в себя. И стремление к инновациям, к прогрессу надо прививать с самого детства.
– Многие молодые люди сегодня строят планы уехать из нашей страны. На ваш взгляд, где им легче построить будущее – в России или за рубежом?
– Я уверен, что у нас замечательная Родина. В России гораздо больше свободы для реализации идей, чем на Западе. И в этих условиях можно сделать многое – огромный простор для творчества. При всех наших проблемах именно в России сейчас можно воплотить самые невообразимые замыслы, которые через несколько лет удивят и покорят весь мир. К тому же у нас в стране очень креативный народ. И еще ленивый. А лень, как известно, двигатель прогресса.
– О невообразимых идеях. В прошлом году на промышленной выставке-ярмарке «Ганновер Мессе 2013» вы презентовали проект Aero-G (3D-транспорта в России) федеральному канцлеру ФРГ Ангеле Меркель и президенту РФ Владимиру Путину. Создаете автомобиль, который будет не только ездить, но и летать?
– Уверен, что смысла в обычных автомобилях в будущем не будет. С развитием новейших технологий человечество приобретает важную степень свободы. То же самое должно произойти и с перемещением человека в пространстве. Смотрите, есть муравьи, а есть пчелы… По плоскости муравьи ползут, а поставь им препятствие, и они дальше не пойдут. Соответственно, чтобы выйти из этой ситуации, нужно быть пчелой. Задача, которую я перед собой поставил, создавая аэромобиль, – перейти из плоскости в пространство. Чтобы можно было переместиться из точки А в точку В при любой погоде, в любое время, при любых условиях. Сейчас мы привязаны к дорогам. Но ведь всю Сибирь не заасфальтируешь. Надо из плоского двухмерного 2D-пространства передвижения перейти в трехмерное – 3D. Для меня идеальная концепция – птица, которая умеет и по пляжу ходить, и по воде плавать, и в воздух может подняться, к примеру баклан или чайка.
Во время учебы в Свердловском архитектурном институте Пирожков проходил стажировку в студии всемирно известного дизайнера Луиджи Колани, участвовал в проектах по заказам Adidas, Ferrari, Yves Saint Laurent и других компаний. После стажировки продолжил обучение в Швейцарии, откуда его сразу же пригласили работать в Citroën. Являлся разработчиком интерьеров моделей Xantia X2, C5, концепт-кара C3 Lumiere, C3 Air, C6 Lignage, C4 Volcane, автором рестайлинга модели Xsara.
Мы должны лететь туда, куда мы хотим, тогда, когда мы хотим. И самое главное, чтобы это стоило адекватно, как автомобиль. Такое возможно. Более того, у нас есть много партнеров, есть люди, которые заинтересованы в этом проекте, в том числе президент Российской Федерации.
– Вам предлагали принять участие в разработке «Ё-мобиля»? Что вы скажете об этом проекте?
– Я встречался с Прохоровым по этому вопросу. Но не вижу смысла создавать еще один автомобиль, каким бы удивительным он ни был. Уверен, «Ё-мобиль» не нужен. Зачем нам еще один, который будет стоять в пробке? Аэромобиль решит давно назревшие проблемы бездорожья и пробок. Нам нужен инновационный вид транспорта – 3D-мобили, покоряющие длину, ширину, высоту. Пора передвигаться в пространстве, а не в плоскости. Помните транспорт из фильма «Пятый элемент»?
– Любите фантастические фильмы?
– Только их и смотрю.
– И какой из них ваш любимый?
– «Аватар». Уникальный фильм. В нем показано три уровня времени – настоящее, будущее, и создателям фильма удалось заглянуть через будущее.
В 2000 году Владимир Пирожков стал старшим дизайнером в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце, участвовал в создании моделей Yaris, Auris, Corolla, Avensis и концепт-каров MTRC и UUV. Также его заслугой является самый продаваемый в России японский кроссовер Toyota RAV4.
– На встрече во дворце искусств «Пионер» вы познакомились с молодыми и даже совсем юными тюменцами. Вы ставили перед собой задачу найти в нашем городе одаренных ребят, которые, может быть, станут вашими учениками, последователями? На какой возраст делаете ставку?
– На сегодняшнюю встречу пришли около 400 человек, большинство участников моего мастер-класса – около 95 процентов – не старше 25 лет. Были даже малыши, которые поначалу ерзали, а потом мы смогли их увлечь. Будущее, о котором я говорю, будет принадлежать тем, кому сейчас 7-8 лет. Для 14-15-летних уже поздно. В настоящее время происходит перелом. И именно сейчас у нас есть уникальная возможность вырваться вперед, стать лидерами. В конце прошлого века наша страна пропустила компьютерную волну – пятый технологический уклад экономики. Пятый уклад предусматривает использование цифровых информационных технологий в повседневной жизни. Сейчас мы находимся в четвертом технологическом укладе. Чтобы стать лидерами, надо попасть в шестой уклад – нанотехнологический. Если мы не будем думать в этом направлении, не заложим отрасли, которые будут в шестом укладе, не вложимся в него, то окажемся на свалке истории. Сейчас надо осваивать элементы шестого и уже готовить ребят к седьмому технологическому укладу, когда будут использовать энергию человека, биоэнергетику. Надо там стать первыми.
После 20 лет работы за границей в 2007 году Владимир Пирожков вернулся в Россию по просьбе Германа Грефа (в то время – министра экономического развития и торговли РФ), который помог ему построить в Москве мультиотраслевой центр промышленного дизайна и инноваций «AstraRossa дизайн». Почетный член Российской академии художеств, создатель и президент «AstraRossa дизайн». Реализовал такие проекты, как разработка расцветки и элементов фирменного стиля нового пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100, создание стиля факела Олимпийского огня.
– Вы готовите для этого кадры?
– Сегодня идет создание новой прикладной магистратуры на базе Государственного исследовательского технологического университета (МИСИС). В этом вопросе нас очень поддерживает бывший ректор этого вуза, а сейчас министр образования России Дмитрий Ливанов. Мы строим центр дизайна и инноваций, в котором сможем производить прототипирование объектов любой сложности. Планируем открыть его уже через год. Это будет уникальное пространство – здесь мы будем воспитывать «технологический спецназ» отечества – менеджеров-технологов для всех этапов производственной цепочки: дизайна, инжиниринга, маркетинга, производства.
– Как происходит поиск студентов?
– Ищем во многих университетах и институтах России – отбираем ребят для обучения. Происходит своеобразная селекция – молодые люди проходят через фильтр, через некую «виртуальную» воронку. Из регионов выбираем одного-двух.
Для начала у нас будет немного студентов – всего двадцать. Делаем ставку и на детей-индиго в том числе. В будущем эти люди смогут производить любой объект на любом предприятии в любой точке мира.