С просьбой прояснить вопрос о планируемом изменении типологии общеобразовательных учреждений президент РФ Владимир Путин обратился к министру образования, сообщает РИА «Новости».
Некоторое волнение учителей по этому поводу глава государства ощутил при общении с финалистами на днях отшумевшего конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2012». Тогда один из участников встречи спросил президента, действительно ли предполагается убрать статусность учебных заведений, уравняв школы, гимназии и лицеи? Конкурсант также выразил обеспокоенность тем, как в этом случае будет рассчитываться зарплата учителей.
«У нас много готовится нововведений в самых разных областях жизнедеятельности. До меня пока ничего подобного не доходило. Давайте спросим Министерство образования. Люди волнуются», – ответил учителю Путин.
Глава Минобрнауки пояснил, что в новом проекте закона об образовании действительно предусматриваются некоторые изменения в типологии. «Сегодня существует очень много разных видов и типов образовательных учреждений, и люди очень часто не понимают, почему одно из них называется гимназия, а другое – школа, хотя в школе обучение ничуть не хуже», – сказал министр образования Дмитрий Ливанов. Далее он сообщил, что Министерство образования и науки РФ в ближайшем времени наведет порядок в этом вопросе. «Но заработная плата должна, естественно, зависеть от результатов и качества работы учителя, вне зависимости от того, работает он в гимназии, школе или лицее», – добавил министр.
Отметим, что в проекте закона об образовании, еще в мае опубликованном на сайте Минобрнауки РФ, видовое разнообразие образовательных учреждений никак не закреплено. В документе не расшифрованы такие понятия, как лицей, гимназия, центр образования, школа-интернат и другие, все заменяет «образовательная организация».
В статье «Типы образовательных организаций» находим классификацию учебных заведений по основным и дополнительным образовательным программам, которые в них реализуются. По основным они делятся на дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные (СПО) и высшего образования. Общеобразовательные по виду, вернее сказать, по статусу, друг от друга не отличаются.
Все понимают, что на первом месте должно быть качество образования, независимо от того, в какой школе ребенок обучается. На августовском совещании педагогов города мэр Тюмени Александр Моор отметил: «На мой взгляд, именно статус гимназии или лицея говорит о том, что учреждение обладает таким педагогическим потенциалом и образовательными технологиями, что на финише, набрав учеников без предварительного отбора, показывает результаты гораздо более высокие, чем их коллеги, повышенного статуса не имеющие».
Глава города имел в виду такой факт тюменской жизни, как предварительный отбор учеников на старте. Эту процедуру проводят в городе некоторые общеобразовательные учреждения с повышенным статусом. Тем самым они заранее обеспечивают себе интеллектуальный запас и другие возможности.
Выйти из ситуации поможет, скорее всего, одно старое новое решение. Гимназии, лицеи, другие статусные заведения в недалеком будущем станут школами «с углубленным изучением чего-либо». То есть, разделятся не по статусу, а по специализациям, например, естественно-научного цикла, гуманитарные и другие. Направления будут определяться исходя из образовательного потенциала, который создается и педагогами, и учениками школы.
«В перспективе наша гимназия может называться школой с углубленным изучением предметов гуманитарного направления, в скобках будет указана специализация – английский язык, русский язык и литература, – предполагает директор тюменской гимназии №5 Ирина Колова. – Мы проанализировали наши достижения за последние несколько лет и пришли к заключению, что наибольших успехов нам удалось достичь именно по иностранным языкам, русскому языку и литературе. Эти предметы, вероятнее всего, и составят будущую специализацию нашей школы».
Вопрос возможного снижения заработной платы педагогических работников гимназий Ирина Колова прокомментировала так: «Может быть, это актуально для Московской области, у нас доплата за статус была отменена еще четыре года назад».
До января 2013 года тюменским школам предложено разработать и защитить свои программы развития. На поддержку именно специальных направлений работы образовательным организациям, возможно, будут выделяться дополнительные средства.