Ирина Богданова. «О сути женской и мужской»
На этот раз в рубрике «Рукопись онлайн» снова рецензия. Ирина Богданова делает попытку сравнить образчики «очень женской» и «очень мужской» прозы и порассуждать на тему влияния гендера на творчество. Что у нее получилось? Предоставляем слово рецензенту: «Из прочитанных за последнее время новинок меня особенно зацепили два диаметрально противоположных образчика мужской и женской прозы. Попробую передать читателям нюансы этого словесного пиршества. Итак, представляю: «Кино, вино и домино» Марии Арбатовой и книгу особенно модного на сегодня писателя Захара Прилепина «Ботинки, полные горячей водкой. Пацанские рассказы».
Все без ума от Маши
В книге Марии Арбатовой описан экологический российский кинофестиваль, проходящий в южной Италии. Русские активно знакомятся с местной мафией. Постепенно обнаруживается, что менталитеты обоих народов содержат немало общего. Итальянцы сентиментальны, фанатически любят оперу, прочно привязаны к своей семье. В частности, боготворят матерей. У нас, в принципе, то же самое, только оперу замените, например, на народные или бардовские песни, а в большинстве своем – шансон. Ну, и с семейной привязанностью у нас в последнее время похуже… Хотя, судя по пропаганде, исправляемся! Оба народа эмоциональны и в чем-то наивны, оба – открыты и гостеприимны. И мафия есть и у того, и у другого. Перечислять можно долго.
Название книги (немного, я бы сказала, отвлеченное) объясняется сюжетом – события происходят во время фестиваля, герои много пьют. А о домино говорит один из персонажей: дескать, эта игра отражает русский менталитет. Назвать человека козлом и объявить проигравшим только за то, что в нужный момент у него не оказалось при себе фишки. Арбатова вообще не в большом восторге от проявлений отечественного менталитета. Если наши соотечественники оказываются за рубежом – держись.
По своему обыкновению, Мария высмеяла все три присутствующие в произведении группы: мафию, киношников и рублёвскую тусовку, прибывшую на фест в порядке развлечения. Итальянская мафия у неё вовсе не такая, какую мы привыкли себе представлять со времён «Крестного отца» – никакой романтики, загадочности и мужества. Обычные тупые бандиты. Рублёвские – вообще отдельная песня. Некоторые считают, что Арбатову переполняет зависть к ним, поэтому она столь беспощадно осмеивает эту публику. Навряд ли. Она показывает этих людей без прикрас, такими, какие есть. Просто зарабатывать деньги и тратить их на различные товары, недвижимость, им уже скучно. Хочется к искусству приобщиться (съездить, например, на кинофестиваль), а знаний-то для этого, шарма, воспитания – никаких. Интеллекта ноль, манеры грубые, словарный запас убогий, одеваются шокирующе… На выезде, оторвавшись от суровой российской действительности и изрядно подкрепившись спиртным, показывают себя во всей красе. Те, кто избегает соотечественников за границей из-за их безобразного поведения, – поймут.
И наконец, третий объект насмешек – деятели кино. Представлены настолько рельефно, что, даже не зная их подлинных имён и фамилий, их легко можно вычислить. В одном из мужчин (к ним Мария особенно жёстко относится, по обыкновению) я заподозрила некоего кинодеятеля из Питера. Если сопоставить – один в один. Кстати, некоторые персонажи, прочитав книгу, узнали себя и обиделись на Марию Арбатову.
Главная героиня Ольга Волгина – 50-летняя защитница окружающей среды, вокруг нее всё вертится. В принципе, при таком наборе персонажей автору было бы легко впасть в какой-нибудь «иронический детектив». Но Арбатова этого не делает. Это вообще не её жанр. Она берёт психологичностью, юмором, наблюдательностью, хлёсткостью суждений, чёткостью и завершённостью сюжета. У Марии есть мораль, но она не навязчива и не примитивна. Стиль – небрежный и несколько стервозный (но в этом вся Арбатова!). Всего одна цитата в подтверждение сказанному: «Вета с пластикой скучающей звезды расхаживала на каблуках нечеловеческой высоты в многострадальной дольчегаббане, с голой спиной и юбкой, начинающейся значительно позже, чем попа».
Как всегда у Арбатовой, главная героиня (с которой автор часто отождествляет себя) вызывает восторги и восхищение у противоположного пола. Все просто без ума от нее! И, как всегда опять же, находится некий мачо, романтичный и мужественный одновременно, проявивший к ней благосклонность. Но героиня ему гордо отказывает. А после жалеет… Загадочность женской души? Или нереализованный шанс и ненужная жертвенность? В конце концов, и сама Ольга Волгина начинает сожалеть о несостоявшемся, пусть краткосрочном, но романе. Однако – уже поздно. Фестиваль завершился, всем пора в Москву.
Мария Абратова так отзывалась о выборе проблематики этой книги: «Тема очень острая. По самым сдержанным прогнозам, нынешнее отношение к экологии ведет нас в никуда. Есть у нас города, где предельно допустимая концентрация вредных веществ такова, что жить в них убийственно. Эти города называются «города молодости», потому что там никто не доживает до старости. Это только на первый взгляд книжка «Кино, вино и домино» – о богемной жизни, веселенькая. На самом деле она касается очень серьезных проблем».
В любом случае, книга читается легко. Главное – жизнь, словно говорит нам автор. Наслаждайтесь жизнью, живите здесь и сейчас. И ни о чём не жалейте! И лучше всего, чтобы жизнь эта протекала в чистой, не отравленной атмосфере.
Если честно, произведения Марии Арбатовой мне нравятся. Но… Это всё же не лучшая её книга. Вечное: я супер, а все остальные придурки и идиоты… Как-то спорно очень. Противопоставление порой чрезмерны и не имеют предела. Впрочем, всё компенсируется её неповторимым стёбом, острыми наблюдениями, юмором. Хотя … парочка моих подруг искренне утверждают, что «Кино, вино и домино» – лучшее произведение Марии Арбатовой. Сколько людей, столько и мнений.
Прилепин: смачный «творческий сор»
«Ботинки, полные горячей водкой» Захара Прилепина – сборник рассказов. Это нечто вроде зарисовок с натуры, в них отображена мастерская писателя. И также определяются отголоски других, более крупных его произведений. Рассказы «Славчук», «Убийца и его маленький друг» – иллюстрации служивой жизни (чувствуются мотивы романа «Патологии»); открывающий книгу рассказ «Жилка» – нечто навеянное произведением «Санькя». Есть и откровенно лирические рассказы – нежные, проникновенные: «Дочка» и «Бабушка, осы, арбуз».
Конечно, не обошлось без идеологии. Без этого Прилепин – никуда. Но в этой книге она излагается не столь жёстко и прямолинейно как обычно, немного мягче. Идеи звучат из уст обычных людей – соседей, например, и прочих лиц, вызывающих симпатию.
Меня особенно увлекли рассказы о трех приятелях-недотёпах. Среди них – сам автор (или, правильнее, его альтер-эго), его брат Валёк и общий друг Рубчик. «Пацанский рассказ», «Б***ский рассказ», «Собачатина», «Смертная деревня» – это что-то! Так получилось, что читала я эту книгу в транспорте, в часы пик. Сдерживалась, как могла, но всё же не удержалась от смеха. Попутчики косились с недоумением… Но я не могла оторваться от книги! Каждая из новелл прелестна. Даже жаль немного, что не вся книга отведена этим трем героям и их приключениям. По этим рассказам получился бы отличный фильм. Прилепин вообще очень кинематографичен.
Захара Прилепина часто сравнивают с пролетарским писателем Максимом Горьким. Дескать, романтизирует «гопников». И опять же, из той же местности – Нижнего Новгорода. Ну, почему же романтизирует? Просто Прилепин слишком хорошо знает жизнь «низов». Причём, изнутри. Кто ещё из современных писателей может похвастать этим? Ведь и сам он неоднократно подчёркивал, вслед за своим любимым Есениным: «У меня отец – крестьянин, ну а я крестьянский сын» (если точнее, крестьянином у Захара Прилепина был не отец, а дед).
Так что, «Ботинки, полные горячей водкой» – типичный образчик современной «мужской» прозы. Упомянутый в названии спиртной напиток постоянно всплывает в повествовании. Герои пьют, рассуждают «за жизнь», совершают бессмысленные поступки, стреляют (порой, в людей, порой, в собак), без разбора волочатся за женщинами, грустят о «настоящей» любви, матерятся... Кстати, я бы рекомендовала и женщинам прочитать это. Лучше будете знать мужскую психологию: что у них творится в головах.
Немаловажная деталь. По мнению автора, настоящая женщина, если не хочет превратиться в унылую бабу, не должна прощать мужчине ничего. И ни в коем случае не относиться к нему, как к маленькому мальчику, как к сыну. А вот настоящий мужчина, как утверждает Прилепин, чтобы не превратиться в хамовато-бесстыдного мужика, должен как раз-таки прощать женщине всё и относиться к ней нежно, как к дочке. Это следует из его рассказа «Дочка».
Рассказы Прилепина взрослые, суровые, брутальные. Порой, они очень мужские, порой смешные, а, порой, очень лирические и нежные. Но читаются с удовольствием! Сочный стиль, тонкие метафоры, необычный взгляд на вещи. Из простоватого сюжета автор может сделать нечто! Читается на одном дыхании. Хотя книга, по сути, депрессивная, наводящая на разные мысли о смысле бытия… Но разве не в этом высшее предназначение литературы?
Что и говорить, Захар Прилепин – одно из самых заметных имён в современной российской прозе.