Город Геннадий Лоточкин, начальник Управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области: «А Инесса Васильевна отвечает: "Мне тут удобнее, а до зебры далеко"»

Геннадий Лоточкин, начальник Управления ГИБДД УМВД России по Тюменской области: «А Инесса Васильевна отвечает: "Мне тут удобнее, а до зебры далеко"»

Осенью и в начале зимы проблемы дорожной безопасности традиционно обостряются из-за ухудшения дорожных условий, сокращения светового дня и многих других факторов. Но один из них остается константой круглый год – человеческая беспечность за рулем.

Редкая неделя проходит без резонансных аварий, в которых гибнут и получают серьезные увечья автомобилисты и пешеходы. В страшных ДТП поражает то, как нелепо можно потерять свою жизнь или лишить жизни других. Особенно если речь идет о детях, самых невинных жертвах ДТП. Потому что даже если они нарушают Правила дорожного движения, то виноваты в этом все равно взрослые. Которые не объяснили или показали плохой пример...

– Геннадий Дмитриевич, начнем с самых маленьких участников дорожного движения. Тема детского травматизма остается одной из самых острых для служб, обеспечивающих безопасность на дорогах. Какова динамика подобных ДТП в области?

– По сравнению с предыдущими годами у нас наметилось небольшое снижение по таким показателям, как количество погибших и раненых в ДТП детей. К примеру, за десять месяцев 2011 года на территории Тюменской области зарегистрировано 308 аварий с участием детей, в которых погибли десять и получили ранения 319 ребятишек. Показатели аналогичного периода прошлого года – также 308 ДТП с пострадавшими несовершеннолетними, одиннадцать погибших и 342 раненых ребенка.

– При каких обстоятельствах чаще всего страдают дети?

– До 70 процентов всех подобных аварий происходит, когда дети перевозятся в автомобилях. Как правило, они получают травмы или погибают, если в машинах нет детских кресел или других удерживающих устройств. При столкновениях, особенно на больших скоростях, даже взрослые, будучи непристегнутыми, способны вылететь из автомобиля, как пробка из бутылки. В ГИБДД есть даже соответствующий термин – выброс человека из салона автомобиля. Иногда мы находим тела детей на расстоянии 15–20 метров от поврежденных автомобилей, можно представить себе, какую нагрузку испытывает маленький пассажир при ударе о лобовое стекло.

По правде говоря, за все время работы в Госавтоинспекции я не переставал удивляться человеческой безалаберности. Смотришь, вроде и штрафы за нарушение правил перевозки серьезно повысили, и множество публикаций на эту тему в СМИ проходит, и шокирующие кадры с российских дорог по телевидению показывают. А людям все трын-трава, живут, как будто завтра конец света. Неужели у кого-то из нас при рождении своих малышей есть мысли о том, что их можно отправить на тот свет при помощи автомобиля?

– Есть ли в течение календарного года периоды, которые в ГИБДД считают наиболее опасными?

– Традиционно это время возвращения детей из оздоровительных лагерей, маленьких деревень, где они отдыхают у дедушек и бабушек, и начало учебного года – то есть период с 20 августа по 12 сентября. Потом все ненадолго успокаивается, а с середины октября до середины ноября, то есть как раз в эти дни, снова происходит всплеск различного рода аварий. Это связано с природными особенностями: на улицах рано темнеет, а на дорогах появляется гололед. Немало проблем жителям Тюмени, других населенных пунктов региона доставляет и первый снег. Как показывает практика, из года в год к этому явлению оказываются не готовы как сами автомобилисты, продолжающие кататься в холода на летней резине, так и коммунальные службы. Совокупность этих факторов и приводит к росту ДТП поздней осенью.

– Сами вы часто сталкиваетесь с нарушениями ПДД на тюменских дорогах?

– Сплошь и рядом. Вот недавний пример. Едем как-то по городу, смотрим – впереди «Тойота Авенсис», а в ней на заднем диване малышня резвится. Прижимаем машину к обочине: за рулем молодая женщина, сзади – девочка пяти лет и трехгодовалый мальчик, не пристегнутые. Естественный вопрос: почему дети не в креслах или удерживающих устройствах? – «Ой, это устройство у меня есть, где-то в багажнике под вещами заложено». В процессе общения выяснилось, что дама за рулем уже двенадцать лет, когда-то в аварии ломала ногу, после чего долго лежала в больнице. Но, видимо, жизнь ее мало чему научила, раз она не захотела разгрузить багажник и достать удерживающее устройство хотя бы для одного ребенка.

Другой случай. Улица Щорса в Тюмени, до ближайшего пешеходного перехода – метров двадцать, рукой подать. Но нет, пенсионерка Инесса Васильевна упрямо переходит улицу не по переходу. При этом тянет за собой внучку, а с ней еще двух ребятишек. Спрашиваю: «Неужели так сложно дойти с детьми до пешеходного перехода?». Ответ стандартный: «Мне тут удобнее, да и ноги у меня болят, а до зебры идти далеко!». Чем дольше я с ней разговаривал, тем больше распалялась женщина, мол, с какой это стати гаишник вздумал учить ее жизни: «Я всю жизнь проработала в здравоохранении, что вы указываете, как мне жить?». И как, скажите, объяснить такой особе, что своими действиями в данной ситуации она несет угрозу не только себе, но и маленьким детям?

– Может быть, «яйца» должны учить «курицу»: дети, хотя бы те, что постарше, сами могут одернуть несознательного взрослого. Кстати, как сегодня обстоят дела с изучением ПДД в тюменских школах и дошкольных образовательных учреждениях?

– Наше управление регулярно проводит различные мероприятия, направленные на пропаганду и изучение Правил дорожного движения как в школах, так и в детских садах. Но давайте будем честны хотя бы перед собой: на одном энтузиазме работников ГИБДД далеко не уедешь. Проблема должна решаться на государственном уровне. Пока же в коридорах власти, в Госдуме, в министерствах и ведомствах идут дебаты по поводу того, нужно ли вводить в школах такой предмет, как Правила дорожного движения. Между тем, ответ на этот вопрос уже давно дала наша повседневная жизнь.

Кстати, в развитых странах Запада, на которые мы так любим оглядываться, подобные образовательные программы существуют очень давно как в школах, так и в дошкольных учреждениях. Результат известен: смертность на дорогах там в разы ниже, чем у нас. В России же, такое ощущение, к детям, к подрастающему поколению относятся как к врагам. Поэтому, наверное, есть смысл не ждать, когда государство «созреет» до осознания того, насколько пагубной является подобная ситуация. Те же педагоги, преподаватели начальных классов могут хотя бы по 15 минут ежедневно отводить на изучение Правил дорожного движения. Тем более что ребятишки будут охотно воспринимать эту информацию. Не надо ждать указаний сверху, надо исправлять ситуацию самим.

– Геннадий Дмитриевич, непростой выглядит ситуация и с образовательными учреждениями другого профиля – имею в виду автошколы. Не секрет, что подготовка водителей во многих из них оставляет желать лучшего...

– Да, это еще одно слабое звено во всей системе дорожного движения. Сегодня у ГИБДД нет функций контроля над этими учреждениями. Мы не можем проверить учебный процесс, приостановить деятельность той или иной школы. В наших силах лишь внести предписание в областной департамент образования и науки. Вообще, по-хорошему, в России должен быть создан контролирующий орган, который отвечал бы за подготовку водителей в автошколах. Многие из этих учебных заведений в России превратились, по сути, в бизнес-единицы, ориентированные на извлечение максимальной прибыли. А уровень подготовки, как вы справедливо заметили, при этом серьезно хромает.

Поэтому процесс обучения надо поднимать на должный профессиональный уровень. Не можешь освоить тот или иной пункт ПДД – бери дополнительные часы, не даются элементы вождения – занимайся еще и еще, пока не отточишь до автоматизма. На том же Западе, кстати, человеку, управляющему автомобилем кое-как, никогда не выдадут заветные «корочки». Два года назад я принимал участие в работе Первой международной министерской конференции, посвященной безопасности дорожного движения, – она состоялась в Москве. Удалось пообщаться с делегатами из многих стран. И общая мысль, которую они высказывали в отношении подготовки в автошколах в своих странах, примерно такова: кандидата в водители не допустят до сдачи практического экзамена до тех пор, пока он не получит достаточного практического навыка.

– И кто же определяет, что этот навык у курсанта достаточен?

– Определяет квалификационная комиссия, состоящая из опытных специалистов в сфере безопасности дорожного движения. Они не пропустят через «сито» отбора неподготовленных к вождению, потому что, во-первых, дорожат своей репутацией, а во-вторых, прекрасно понимают, что автомобиль – это источник повышенной опасности на дорогах, и никаких исключений тут быть не может.

– Подавляющее большинство обучающихся сегодня в автошколах – это молодежь. Влияет ли каким-то образом возраст водителя на его манеру поведения за рулем, на склонность к совершению правонарушений?

– Да, определенная зависимость от возраста здесь существует: молодые водители с небольшим стажем вождения более других склонны к необдуманным действиям на дороге. Но наибольшую опасность для всех участников дорожного движения представляют те водители, которые за сравнительно небольшой срок успевают накопить целый «букет» правонарушений. Такие сродни диким зверям, попробовавшим вкус крови: остановиться они не смогут уже до тех пор, пока не совершат что-либо из ряда вон выходящее.

Два года назад в Тюмени произошло резонансное ДТП с участием одного студента. Только за год вождения ему было выписано 52 постановления об административном правонарушении, то есть парень нарушал ПДД практически каждую неделю. В конце концов, на пешеходном переходе на улице Алебашевской, проезжая на красный сигнал светофора, он сбил мужчину, который позже скончался. Погибший приехал из одного северного города, купил в Тюмени квартиру, куда вскоре должен был перевезти жену и троих детей. Что тогда поразило лично меня – полное отсутствие какого-либо раскаяния как у виновника смертельного ДТП, так и у его отца, приехавшего вскоре на место трагедии. Оба деловито осматривали, какие повреждения получил автомобиль, до погибшего же им не было абсолютно никакого дела.

Другой пример – произошедшее в начале нынешней осени ДТП в районе улицы Воровского. Напомню, тогда водитель «Лады», на счету которого 54 зафиксированных нарушения ПДД, не уступил дорогу двигавшемуся во встречном направлении мотоциклисту. Последний, 17-летний парень, в результате этой аварии погиб.

Наконец, наиболее резонансное ДТП последних дней – наезд автомобиля «Ягуар» на 23-летнего молодого человека, – произошедшее в ночь с 19 на 20 октября на перекрестке улиц Интернациональная и Транспортная в Тюмени. Давать какие-либо комментарии по данному делу я не имею права, сейчас расследованием обстоятельств аварии занимаются следственные органы. Скажу лишь, что к фатальному исходу привело простое нежелание водителя руководствоваться Правилами дорожного движения.

Подобные аварии зачастую объединяет один фактор – равнодушие виновников ДТП к другим участникам дорожного движения, принципам человеческой морали, нежелание понимать очевидные вещи: жизнь любого человека бесценна, и никто не в праве у него ее отнимать.

– Как тогда решать эту проблему?

– Знаете, проблема травматизма на дорогах, как взрослого, так и детского, уже давно обсуждается на различных уровнях. Считаю, что нам не надо ждать окончания этих дебатов, пора уже самим делать все от нас зависящее. С бедой, как всегда было принято в России, можно справиться только сообща. Предупреждение любых аварий должно стать личным делом каждого, принцип «моя хата с краю» неизбежно приведет к вымиранию нации.

Инспекторы ГИБДД должны четко следить за соблюдением Правил дорожного движения, а водители и пешеходы не должны их нарушать. Дело автошкол – заниматься реальной подготовкой автомобилистов, а не «рубить» деньги на каждом курсанте. Родителям необходимо учить детей сызмальства, как правильно переходить дорогу. Педагоги и медики вправе подсказать нерадивым папам и мамам, что для их ребенка необходимо детское кресло в машину.

Главное – равнодушных среди нас быть не должно, тогда и можно будет говорить о коренном переломе мрачной ситуации с авариями.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем