Город Инструкция по воспитанию гения

Инструкция по воспитанию гения

В течение первого года жизни малыша его мозг развивается на 60 процентов по отношению к развитию мозга взрослого, а к трем годам – на все 80 процентов. Ребенок, как губка, впитывает в себя информацию, перерабатывает, анализирует, делает выводы – практичес

В течение первого года жизни малыша его мозг развивается на 60 процентов по отношению к развитию мозга взрослого, а к трем годам – на все 80 процентов. Ребенок, как губка, впитывает в себя информацию, перерабатывает, анализирует, делает выводы – практически уже большой человек. Естественно, зная об этом, возникает огромный соблазн «воспользоваться ситуацией» и реализовать весь этот драгоценный потенциал. Не зря же раннее развитие ребенка стало столь модным в последнее время – появилось множество развивающих центров, наперебой предлагающих ту или иную методику воспитания гения.

Одна моя подруга, проживающая постоянно в Испании, но приезжающая набегами в Тюмень, к маме, попросила о помощи. Она собралась оставить у родителей свою трехлетнюю дочку на целое лето, а чтобы ребенок за это время еще и развивался, отдать девочку в какой-нибудь центр для малышей. Вот она и решила у меня поинтересоваться – куда лучше. Парочку центров я, конечно, могла назвать, но на этом и ограничивались мои познания, так как собственный сын уже давно вышел из малышового периода.

Другая подруга, Ирина, подробно рассказывающая в своем блоге о рождении и воспитании маленькой дочки как-то написала: «Знакомая спросила: «Ира, ты уже развиваешь Машу?». И я со стыдом была вынуждена признать: Маша наша развивается, как дитя природы, – что видит, то ей и достается. Иной раз я бы рада показать ей что-то интеллектуальное – картинки, буквы, но не умею, картинок нет готовых, я как-то теряюсь и сую Машу в кроватку с «Ловким малышом». Иногда я успокаиваю свою нечистую совесть пением. Конечно, маме по телефону я люблю говорить: «Мы позанимались с музыкой, теперь читаем книгу». На деле же я играю на пианино одной рукой, другой придерживаю Машу в кенгуру, а она тяпает руками по клавишам или держит свою ручку на моей, играющей. Маше нравятся черно-белые нотки и клавиши. А чтение – это когда девочка подцепляет двумя руками страничку и тянет ее в рот, сминая при этом для удобства. Она уже основательно почитала обложку книги «Курочка Ряба», а еще бумажный календарь, висящий на двери. Хотя, все это оправдания. Главная причина в том, что я понятия не имею, как надо развивать».

Оказалось, что методик развития существует великое множество, нужно только разобраться, что именно подойдет вашему малышу, ведь многое зависит от его индивидуальных качеств. Впрочем, ознакомиться с различными способами развития ребенка стоит еще до его рождения, потому что потом три основных кита младенчества – поесть, поспать, сходить в туалет – вряд ли оставят время для углубленного изучения педагогических основ.

Самое главное – это глаза

В основе метода выдающегося американского врача, нашего современника, основателя Института ускоренного развития ребенка Глена Домана, предположение о том, что в раннем возрасте именно зрительное восприятие ребенка наиболее «чувствительно» по сравнению со всеми остальными способами познания мира.

Доман попытался придумать способ реабилитации детей с тяжелыми поражениями головного мозга и обнаружил интересный факт: если систематически на короткое время показывать ребенку карточку со словом, написанным крупными красными буквами, и при этом слово произносить вслух, то очень быстро данное слово и его написание накрепко запоминают даже самые маленькие дети. Если проделать то же самое с карточками, на которые нанесены крупные красные точки, то выясняется, что ребенок очень быстро учится эти точки считать и правильно определять их количество. Далее была разработана программа совершенствования физических навыков малышей, обучения их энциклопедическим знаниям, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах.

Если заниматься подобными упражнениями регулярно, изо дня в день, то даже те из детей, которых считали безнадежно умственно отсталыми, легко догоняли и перегоняли в развитии своих здоровых сверстников. Конечно же, возник соблазн добиться ещё более эффектных результатов, разработав подобную методику развития уже для здоровых детей, что и было сделано Гленом Доманом и его сподвижниками. Утверждают, что с помощью системы Домана можно из любого ребенка вырастить гения, но достаточно и того, что дети, развиваемые по этому методу, очень рано начинают читать, считать, у них отлично работает ассоциативная память.

«Помоги мне это сделать самому»

Первая в истории женщина – доктор медицины Мария Монтессори была удивительным человеком, целиком посвятившим себя детям и ставшим главный реформатором педагогики 20 века. Методика Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.

Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок, вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок развивает свои физические способности, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Девиз педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Развивающий материал соответствует естественным желаниям ребенка в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши двух-трех лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы). Весь монтессори-материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки.

Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у малыша не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах. Ребенок учится работать с материалами сам и во взаимодействии с другими детьми в группе. Причем, он может свободно выбирать, как он сейчас будет себя вести, чем заниматься. Может выбирать род деятельности.

Всех любить надо одинаково

Шалва Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Он заявлял, что, во-первых, любить детей надо такими, какие они есть. Нужно одинаково симпатизировать и шалуну, и послушному, и сообразительному, и тугодуму, и ленивому, и прилежному. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, нужно уметь понимать детей, то есть встать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам необходимо проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Зависит от возраста

Вальдорфская система обучения, основанная на принципах вальдорфской педагогики, наиболее отличается от традиционной. Она была разработана около ста лет назад в Германии приверженцами духовной науки антропософии. Процесс обучения ребенка тесно связывается с возрастными особенностями его развития и построен таким образом, что знания по какому-либо предмету он получает в тот период, когда наиболее к этому подготовлен.

Программа рассчитана на 11 лет обучения, с первого по восьмой класс все основные предметы ведет один преподаватель, прошедший обучение в Вальдорфском центре. Оценки ученикам не выставляются, их заменяют педагогические характеристики. В начальной школе большое внимание уделяется развитию у ребенка мелкой моторики, что тесно связано с развитием речевых центров мозга. Дети обучаются вышиванию, лепке, резьбе по дереву, обработке камня, причем имеют дело они исключительно с природными материалами. Даже в группе продленного дня вы не увидите ни пластмассовой куклы, ни тем более электронных игр.

Еще одним важным компонентом обучения являются занятия эвритмией (художественное музыкальное движение), разнообразные физические упражнения совершенствуют межполушарную координацию. Обязательны для воспитанников вальдорфских школ занятия музыкой: с первого класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже – на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся также два иностранных языка – немецкий и английский.

В вальдорфских школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка.

Кубики научат читать

Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Зайцев настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка. Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям от трех до пяти лет научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).

В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям – быстрым и медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих методик.

На самом деле методик раннего развития существует намного больше. Эти лишь некоторые из самых популярных. В Испании, например, как рассказала мне та самая подруга, сейчас, как ни странно, популярен Макаренко с его методами воспитания. Но, наверное, самое главное – какой бы хорошей ни была методика, важно, чтобы она работала во благо и не «забирала» детство у малыша, оно ведь у него одно.

Фото: Фото с сайта Thebsreport.wordpress.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем