Чему больше всего рады школьники? Каникулам, особенно «внеплановым»! Такая внезапная радость у российских школьников случилась в конце января – начале февраля. Массово «отдыхали», судя по еженедельным выступлениям в СМИ главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, ученики 7600 школ в 74 субъектах РФ, 268 школ-интернатов, 134 ПТУ и 897 детских садов. Так же, согласно ежедневным сводкам минздрава, это спасло ситуацию, и эпидпорог по гриппу и ОРВИ почти во всех городах снизился в два раза. Опасность, казалось бы, миновала, и наши школяры вновь вернутся грызть гранит науки. Однако родители продолжают беспокоиться.
«Этот карантин мне вообще кажется довольно странной мерой, – рассказывает Анна Васильева, мама пятиклассницы Маши. – Моя дочка гриппом не заболела, но школу закрыли на карантин, когда в классе осталось здоровыми всего семь человек. Зачем карантин, когда все и так уже заболели? Сделали бы его чуть раньше, тогда бы эпидемия так не разгулялась. И такая ситуация повторяется каждый год. А еще дети не очень-то «сидели» на этом карантине, их же дома не закрывали, они и бегали везде: и больные, и здоровые. И сейчас они выйдут в школу, и вполне вероятно, что заболеют по второму кругу. Взрослых-то на карантин не сажали, и в городе много гриппозных больных. Кроме того, например, наша учительница позвонила дочке и всем ее одноклассникам только вчера, в предпоследний день карантина, и сообщила домашние задания. Теперь детям за сутки нужно выполнить двухнедельную норму заданий».
«У наших первоклашек ситуация тоже интересная, – рассказывает Ольга Сергеева, мама семилетней Елены. – Дочка за неделю до начала эпидемии переболела ОРВИ, потом две недели сидели на карантине. Я за это время несколько раз общалась с учительницей, спрашивала про домашние задания. Ответ был один – ничего делать не надо, пусть отдыхают, у нас новые темы, не все родители смогут объяснить, лучше я потом сама. За эти три недели мы, конечно, сами с ребенком занимались, читали, выполняли какие-то математические упражнения. Но это же не систематические школьные занятия. Она отвыкла от учебы, теперь снова понадобится период адаптации, как после первого сентября. А откуда возьмется этот период, если им нужно будет нагонять программу?! Это значит опять стресс, опять нервы, опять «канфетки и шиколатки» и «2+2=5» – просто от усталости и невнимания, а не потому, что ребенок неграмотный».
Со здоровьем все понятно. Из двух зол карантин по сравнению с массовой эпидемией – зло явно наименьшее. «К тому же усиленные меры охраны здоровья никто еще не отменял, – уверена педиатр Елена Андреева. – А к ним относятся ежедневный мониторинг здоровья учеников, проветривание помещений, влажная уборка. Если учитель или школьная медсестра увидят, что ребенок недомогает, то, естественно, они должны отправить больного домой. Вторая волна эпидемии вполне возможна после того, как школьники и студенты приступят к учебе. Поэтому лучше всего, если школа недалеко от дома, чтобы ребенок ходил пешком, а не ехал в общественном транспорте. Для поддержания иммунитета можно пропить курс детских поливитаминов. Также не лишним будет особенно тщательно следить за гигиеной: чаще мыть руки с мылом или протирать их влажными салфетками в школе. Особая статья – питание. Даже если ваш ребенок не переболел во время карантина, все равно пища должна быть легкой и максимально витаминизированной. Прежде всего нужны витамины С (цитрусовые, киви) и А (печень, яичный желток, цельное молоко и сливки). Очень полезен витаминный чай, в аптеках есть специальные укрепляющие иммунитет сборы трав, можно просто заварить шиповник».
Самый оптимальный вариант – даже во время карантина – придерживаться обычного «школьного» распорядка дня. Однако подобное поведение, скорее, исключение из правил. Ведь дорвавшись до вожделенной свободы, дети, особенно подростки, полдня пропадают за телевизором или компьютером, а полдня – на улице или в гостях, опять же за компьютерными игрушками. Плюс к этому утренний подъем и вечернее «чистить зубы – спать» смещаются часа на три-четыре. Соответственно, и в первые школьные дни после карантина организм автоматически будет продолжать просыпаться ближе к полудню.
«Желательно все-таки настоять на соблюдении режима, – советует детский психолог Вера Серебрякова. – Если этого не удалось, то перед сном обязательно проветривайте детскую, можно включить увлажнитель воздуха. Это обеспечит нормальный здоровый сон. Утром лучше включать какую-нибудь бодрую мелодию, которая нравится вашему ребенку. Самый лучший вариант – марши и гимны, музыка, где звучит много ударных. Это стопроцентно разбудит вашего соню-засоню и придаст ему бодрости. Безусловно, даже на карантине нужно каждый день занимать ребенка чтением или письмом, другими школьными занятиями хотя бы на час. Ученикам младших классов лучше всего делать задания вместе с родителями. Ведь совместные занятия гораздо увлекательнее. Также в первые дни после карантина нужно вместе с ребенком готовиться к учебному дню: собрать портфель, обсудить выполнение домашнего задания, проверить расписание и обозначить приятные события, которые ждут его в школе. Это сделает переход от «эпидемии безделья» к учебе менее болезненным».
Лина ЗНАКОВА