Город Ремнем или словом?

Ремнем или словом?

Иногда невероятность событий, связанных с насилием над детьми, производит настолько сильное впечатление, что взрослые люди не могут их осознать: им проще сказать, что такого не может быть и обвинить ребенка во лжи, чем поверить в реальность происходящего.

Иногда невероятность событий, связанных с насилием над детьми, производит настолько сильное впечатление, что взрослые люди не могут их осознать: им проще сказать, что такого не может быть и обвинить ребенка во лжи, чем поверить в реальность происходящего. Что же включает в себя понятие жестокого обращения? В последнее время в Тюмени часто проводятся мероприятия, на которых участники пытаются ответить на этот вопрос. Но это, как правило, теоретические занятия. На этот раз областной центр «Семья» пригласил в гости коллег из Москвы, чтобы те познакомили социальных работников и психологов со своим опытом работы.

Государственная статистика свидетельствует о том, что наиболее тяжелых случаев жестокого обращения с детьми за последние годы стало меньше, в том числе стало меньше погибать ребятишек. Если в 2003 году в России зарегистрировано 3354 случая, то пять лет спустя их уже было 1849. Смертность детей в целом сократилась с 2000 до 2008 года практически на десять тысяч, количество смертельных случаев от неестественных причин (убийство, самоубийство и так далее) – на треть. Правда, число преступлений, совершенных на сексуальной почве, не уменьшилось. В прошлом году зафиксировали почти 11 тысяч инцидентов.

Об этом рассказал психиатр, директор Московского центра психолого-медико-социального сопровождения «Озон» Евгений Цымбал, который написал книгу «Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия». В Тюмень он приехал, чтобы провести семинар для специалистов учреждений социального обслуживания населения и рассказать об их роли в процессе защиты ребенка, пострадавшего от насилия и жестокого обращения. «До настоящего момента ответа на вопрос, что же такое жестокое обращение с ребенком, не существует, это сложное и многогранное явление», – заметил Евгений Иосифович.

Он выделил четыре составляющих этого понятия. Первое – юридическое, включающее деяния родителей по отношению к ребенку, запрещенные законом, и вследствие которых грядут правовые последствия. Еще одна составляющая – медицинская, когда действие или бездействие родителей приводит к печальным последствиям, требующим медицинской помощи ребенку. Социологическое насилие предполагает насильственные действия родителей, обусловленные дисфункциональными детско-родительскими отношениями. И, наконец, четвертая составляющая – психологическая – это действия родителей, устранение последствий которых требует оказания ребенку психологической помощи. «И именно эта составляющая наиболее важна для нас. Опыт показывает, что как бы жестоко ни было насилие, но физические его последствия со временем проходят, а вот психика ребенка страдает больше всего», – считает Евгений Цымбал.

Жестокое обращение с ребенком может проявляться не только в физическом и психологическом воздействии, но и в грубом воспитании, унижении личности, оскорблениях, а также в эксплуатации. Последнее, кстати, довольно спорно. «Можно ли говорить, что родитель эксплуатирует ребенка, заставляя его мыть посуду? Это смешно. Однако в моей практике бывали случаи, когда опекуны брали на воспитание подростков, а потом заставляли их в прямом смысле слова батрачить на приусадебном участке», – рассказал Евгений Иосифович. «Не нужно пытаться количественно определить интенсивность наказания, важно определить наличие и степень тех нарушений, которые есть у ребенка. Виновных в жестоком обращении мы не всегда можем наказать, но помочь детям – в наших силах», – добавил Евгений Цымбал.

Таким образом, Евгений Иосифович определил понятие жестокого обращения, как любого действия или бездействия по отношению к детям, которые наносят психический или физический вред ребенку и создают условия, мешающие его оптимальному развитию. Причины жестокого обращения кроются в социально-психологической незрелости ребенка, его зависимости от родителей и лиц их замещающих. В результате чего дети становятся удобным, а зачастую единственно возможным объектом для демонстрации этими лицами своей власти и контроля, либо «срывания» своих негативных эмоций.

«В любом обществе у ребенка существует глубокая психологическая привязанность к родным взрослым. И она, к сожалению, открывает для этих взрослых широкие возможности для демонстрации власти», – замечает Евгений Цымбал. Ради чего родители бьют своего ребенка? В любом случае, ими движет не благородный воспитательный порыв. Скорее всего, говорит психиатр, это связано с неэффективностью взрослых как воспитателей, либо со стремлением отыграть отрицательные чувства и успокоиться, либо это просто компенсация своей неуспешности.

По словам Евгений Иосифовича, жестокое обращение от других форм насилия отличают несколько признаков. Прежде всего, закрытость семьи от внешнего контроля, что затрудняет как своевременное выявление жертв, так и оказание помощи. Кроме того, ребенок зачастую не получает поддержку со стороны взрослых и вынужден самостоятельно справляться с насилием. А сделать это бывает трудно еще и потому, что ребенок постоянно контактирует с насильником, а иногда даже привязан к нему из-за собственной доверчивости. Также на него влияет безусловный авторитет родителей, в итоге он в насилии считает виноватым только себя.

«Жестокое обращение было всегда, вопрос в том, насколько оно будет распространено и в дальнейшем. Наша задача – не допустить особо тяжелые формы его проявления», – сделал вывод Евгений Цымбал.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем