Проведение и результаты ЕГЭ стали показателем эффективности российской системы образования не только для ее непосредственных участников, но и для контролирующих органов. Так, управление образования мэрии Ульяновска в июне приняло известное решение о ликвидации пяти школ, и четыре из них попали в список ликвидируемых именно по этой причине, а также из-за низкого качества знаний и малой наполняемости. Ответом властям стала восьмидневная голодовка педагогов и родителей двух школ.
На днях в Ульяновске прошла встреча членов Общественной палаты (ОП) РФ с представителями образования, где обсуждались причины недавней голодовки. Теперь ОП намерена выйти с предложением в федеральное правительство о создании программы поддержки средних общеобразовательных школ с низкими результатами ЕГЭ.
«Показатели ЕГЭ зависят не только от школ, но и от родителей, от уровня их образования. Общее образование – это благо, которое дается всем гражданам России. Мы обязаны обеспечить общий уровень нормального образования каждому, в том числе проблемному ребенку, семья которого не поддерживает его образование», – заявил председатель комиссии ОП РФ по развитию образования, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Он убежден, что должна быть четкая программа вытягивания тех школ, которые работают с проблемными детьми, и тех, кто работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Члены Общественной палаты РФ считают, что, проводя оптимизацию, в рамках которой было принято решение о ликвидации ульяновских школ, нужно не только укрупнять учреждения и материально помогать лучшим из них, но и поддерживать слабые школы, поскольку не всегда оценки на экзаменах зависят от педагогов и администрации школы.
Общественная палата планирует предложить реализацию программы особой поддержки 20% школ, которые показывают самые слабые результаты по ЕГЭ. «Во многих странах такие школы получают дополнительные ресурсы от государства, чтобы эти школы выполняли функцию социального выравнивания», – комментирует Кузьминов. По данным РИА «Новости», согласно такой программе поддержка слабых школ в некоторых случаях должна проходить вместе с заменой администрации школы, которая не выполняет обязательств.
Кроме того, члены ОП выдвинули идею создания специального стабилизационного фонда для слабых школ.