Часто в нашей жизни психологический комфорт оказывается на первом месте. В период кризиса психологический комфорт на работе, в семье приобретает особую ценность. О том, чем в данной ситуации коллективу или семье могут помочь профессиональные психологи, мы поговорили с директором Тюменского центра психологии, групповым тренером Альфией Кабировой.
– Ваш центр известен в городе как организатор мероприятий и тренингов для молодых семей. Тем не менее, вы занимаетесь и другими видами психологических услуг. Расскажите о них.
– Наши мероприятия, связанные с семейным направлением, на виду, поэтому и создается такое впечатление. Но в нашей работе много различных направлений профессионального психологического консалтинга. Например, существует направление, которое сейчас пострадало от кризиса, – внешняя психологическая служба для общеобразовательных учреждений. До кризиса это направление работало хорошо, были несколько школ, с которыми мы сотрудничали, но сейчас у бюджетных организаций не лучший период. Также мы работаем по направлению обучающих семинаров, в этой сфере у нас есть традиционный партнер – администрация города Пыть-Ях. Оказываем услуги для частных лиц, ведем работу с молодыми семьями.
Что касается работы в области организационной психологии, то еще при открытии центра мы начали деятельность в этой сфере.
– Эскперты отмечают, что в Тюмени рынок тренингов «схлопнулся», вы это чувствуете на себе?
– С одной стороны, сейчас большинству предприятий нецелесообразно вкладывать деньги в развитие персонала, потому что персонал сократили. С другой стороны, работоспособность того персонала, который удалось сохранить, необходимо увеличивать. Есть информация о том, что коллективы, особено те, деятельность которых подразумевает креативность, нуждаются в психологической поддержке. На мой взгляд, кризис, который тяжело отразился на всех, – это очень мощный стимул для того, чтобы искать оригинальные решения. Мы находимся в поиске оригинальных решений и начинаем потихоньку их воплощать. Сейчас шансы выше у тех, кто способен вовремя сориентироваться и перестроиться, поэтому плох тот руководитель, который в кризисных условиях не думает о развитии персонала.
– Не секрет, что кризис сказался и на психологическом комфорте в коллективах. Что делать, если коллективу требуется психологическая помощь?
– Вообще, если речь идет о коллективе, который находится в напряженном состоянии, то отсутствие эмоционально-психологического комфорта имеет колоссальное значение. В такой ситуации можно проводить разного рода корпоративные мероприятия, начиная от досуговых, заканчивая теми, которые специально организованы, например, тренинги по командообразованию. В тренинги по командообразованию стоит вкладывать деньги, потому что результат будет намного ощутимее, чем от каких-либо досуговых мероприятий.
Другое дело, что командообразование нельзя рассматривать как мероприятие разового характера – эта работа должна быть длительной и кропотливой. Сопровождение психолога в течение полугода-года приведет к тому, что коллектив станет трудосопособнее и сможет эффективно работать в экстренных ситуациях. В сплоченной команде дилемма сотрудников – предпочесть собственные интересы, личную и эмоциональную безопасность или достичь командной цели, всегда разрешается в пользу команды.
– Как выбирать тренера? Ведь на этом рынке работают совершенно разные люди, не у всех даже образование профильное имеется.
– При выборе группового тренера необходимо учитывать его образование и профессиональный опыт. Максимально эффективными являются специалисты, имеющие базовое образование в области психологии и многолетний (желательно, более десяти лет) опыт работы в психологии, желательно с разными социальными группами. Чем обширнее опыт, тем богаче профессиональные знания и умения специалиста.
Специалист, не имеющий соответствующего образования и опыта, не может отслеживать тех психологических процессов, которые происходят с отдельными личностями в коллективе, видеть и своевременно воздействовать на групповую динамику. Услуги в области организационной психологии очень технологичны. На первый взгляд они могут показаться легкими – технологии описаны, доступны. Легко впасть в иллюзию, что работа группового тренера не требует особых усилий, стоит лишь выбрать несколько упражнений и игр. И в нашем городе такие «специалисты», к сожалению, есть.
– То есть, более эффективен психолог, работавший с самыми различными коллективами и ситуациями?
– Да. Приведу пример. Недавно перечитывала книгу Зинкевич-Евстигнеевой, Грабенко и Фролова «Построение команды». Это очень известные специалисты в психологии, прежде всего в детской. Эта книга актуальна и высокопрофессиональна, потому что, имея глубокие знания человеческой психики, можно применить их в других сферах. Могу сказать по опыту работы в сферах образования, здравоохранения, высшей школы, часть каждого из этих опытов применима и к сфере организационной психологии. Ведь коллектив – это прежде всего совокупность личностей. Каждая личность несет в себе не только мощные ресурсные потенциалы, но и проблемы. Причем эти проблемы влияют, в конечном счете, на коллектив.
– Каждое конкретное психологическое мероприятие – это определенный жанр, у которого есть свои правила. Может ли тренер нарушать эти правила, профессионально ли это?
– Кстати, специалиста можно отличить по умению выдерживать каноны жанра. Деловая игра – это один жанр, ролевая игра – другой, тренинг – третий и более сложный, чем предыдущие и т.д. Смешивать жанры нельзя, если заявлена деловая игра, то в ней не должно быть тренинговых моментов. Примером смешения жанров является широко предлагаемый сейчас тренинг личностного роста. Существует группа личностного роста – это психотерапия в групповом формате, где терапевтический эффект происходит за счет групповой динамики, а тренинг подразумевает процесс научения. Если у вас во время тренинга рефлексия, то она по поводу того, как вы выполняете упражнения, насколько справляетесь с формированием навыка, а не поводу того, что на вас «Маша не так посмотрела».
Если специалист предлагает вам тренинг, на котором произойдут не только командные процессы, но и буквально все излечатся, то скорее всего вы имеете дело с человеком, который не очень понимает, что именно он делает. Цель психологических мероприятий – не кайф доставить, а привести к ощутимым результатам.
– Может ли коллектив быть настолько проблемным, что никакие тренинги не помогут? И что делать руководителю в таком случае?
– Может. Но на самом деле, большое влияние оказывает собственно личность руководителя. Сейчас такой период в развитии бизнеса и общества, когда человеческий фактор стал актуален. Иногда лучше принять в коллектив сотрудника, который нравится как личность и коллективу, и руководителю, чем угрюмого некоммуникабельного «профессионала», который заведомо не уживется в коллективе. Если команда построена или находится в процессе построения, то принимать человека, на которого коллектив реагирует неоднозначно, не всегда имеет смысл – это может помешать достижению производственных целей. Поэтому руководителю, если у него есть команда, стоит прислушиваться к коллективу.
В традиционной системе управления есть вертикаль, человека назначают «сверху», в командном режиме это невозможно, потому что команда обретает свой управленческий ресурс. Иначе команда может просто рассыпаться.
– В кризисное время остро встает проблема мотивации работника. Есть ли здесь универсальные советы?
– Универсальные советы малоэффективны. Поэтому немного разграничим сферы деятельности. В случае, если у вас производственная команда (производство кирпича, например) – материальный стимул для коллектива будет основным, и с этим ничего не поделать. Все обозначено четко – количество продукта, сроки и так далее. Если же у вас интеллектуальная команда – нематериальные стимулы являются более значимыми. Если делать в интеллектуальном коллективе упор на материальные стимулы, коллектив расхолаживается, теряет креативность. Нематериальных стимулов на самом деле много – это и досуговые мероприятия, и поощрения в форме обучения. Сейчас самое время использовать такие ресурсы.
– Не могу не вернуться к одному из направлений вашей работы – психологической поддержке молодых семей. Наверняка, время сейчас сложное не только для компаний, но и для семей, особенно молодых?
– Сейчас велика доля материальных проблем, очень многие молодые семьи находятся в «состоянии ипотеки». Если до кризиса молодые семьи могли жить в достаточном комфорте, то на сегодняшний день очень многие в сложной ситуации. Например, семья, где жена в декретном отпуске с ребенком, муж лишился работы, при этом у семьи ипотека. Материальные проблемы вышли на первый план. Но такие внешние факторы, как финансовый кризис, потеря работы, долги, являются угрозой для семьи. Если супруги недостаточно сплочены, если нет единой цели, единой системы ценностей, то семья начинает разрушаться. Количество обращений по поводу конфликтных отношений в семье сейчас увеличилось.
– Тем не менее, в обществе устойчив стереотип: если ты пошел к психологу, значит, ты – «псих»...
– Молодые люди более прогрессивны в этом отношении. В зоне наших интересов молодые семьи с хорошим уровнем образования и культуры. Это те молодые, которые чувствуют ответственность за собственную семью и своих детей. Таких семей с каждым годом становится все больше, могу сказать это по нашему четырехлетнему опыту работы.
Чем больше пласт тех, кто способен нести ответственность за себя и за жизнь своих близких, тем лучше будет жить наше общество. К тому же, работать с молодыми – настоящий кайф, они очень благодарны за внимание к их проблемам. Когда видишь их светящиеся глаза – получаешь настоящее удовольствие.
Если же смотреть с точки зрения бизнеса, то молодая аудитория очень перспективна, мы сможем быть им полезными и через год, и через пять лет. В мире существует понятие «социальное предпринимательство». Когда мы нашли это определение, мы поняли, что оно нам очень подходит. Социальное предпринимательство не подразумевает высокой рентабельности, но если у тебя есть желание сделать мир чуть-чуть лучше, ты можешь это сделать.
– Известно, что в кризисные периоды растет количество суицидов. Оказываете ли вы помощь тем, кто близок к суициду, или переживает утрату?
– Для психолога зарабатывать на людях, которые переживают горе утраты – недопустимо, это моя личная и гражданская позиция. У людей, которые оказались в сложной ситуации в связи с кризисом или невыплаченной ипотекой, утратой близких есть возможность получить бесплатную психотерапевтическую помощь в психоневрологическом диспансере. Иногда помощь близка, она эффективна, но люди либо не знают, либо не ищут, либо не верят. Большинство уважающих себя специалистов, оказывающих услуги частным лицам, время от времени принимают клиентов бесплатно - это дело чести. И у нас бывают такие клиенты.
ООО «Тюменский центр психологии»
г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 6«А», кабинет 303
Тел.: (3452) 202-454, 980-442, 8-905-821-24-55