Минуло ровно два года с момента выхода в тюменский FM-эфир «Радио Шансон». За это время, согласно официальным рейтингам, по общему охвату аудитории «Шансон» делит первое и второе места с «Европой +», а у слушателей старше 25 лет вообще не имеет равных. Сегодняшнее интервью с директором «Медиагруппы 101» Владимир Богоделовым посвящено успеху станции и не только ему.
– Владимир, вас часто мучают вопросом – как, мол, так: вы, весь из себя интеллигент с дипломом МГУ, академик, и... «Шансон»?
– Честно? Никто не мучает! Вы – первые. Я горжусь своей причастностью к «Шансону». Могу сказать, что это одна из очень немногих российских FM-станций с абсолютно внятной концепцией. Включите приемник: большинство радиостанций, пока вы не услышите их позывные, невозможно идентифицировать. «Шансон» узнается по первым музыкальным тактам.
– Действительно, современные радиостанции, зачастую, словно однояйцевые близнецы...
– Вот только не надо этих обобщений по принципу: «Пастернака я не читал, но могу сказать, что сволочь». Я не буду перечислять всех фирменных «шансоновских» исполнителей от Новикова до Розенбаума и от Лепса до Шуфутинского. Посмотрите на уличные афиши предстоящих концертов. Половина – наши люди.
– Вы можете дать среднестатистический портрет своего слушателя?
– Боюсь, что нет. Скажу так: от таксиста до губернатора. Больше того, в нашумевшем «дембельском альбоме» В.Путина, составленном лучшими фотографами так называемого «кремлевского пула», есть снимок, на котором Владимир Владимирович с любопытством разглядывает шансоновский логотип.
– Если уж сам президент интересуется шансоном...
– Вот этого я и боюсь. Как только шансоновские исполнители попадут в официально обласканную обойму артистов – все, пиши, пропало! У нас ведь народ любит тех, кто выбивается из общего строя. Так уж повелось со времен Владимира Высоцкого. Один из моих любимых человеческих персонажей, Сальвадор Дали, высказывался: «Мне важно, чтобы обо мне говорили, в худшем случае – хорошее».
Владимир Богоделов родился в Тобольске. Окончил факультет журналистики МГУ. Восемь лет провел на севере Тюменской области. С 1987 года – в Тюмени. Был первым собкором газеты «КоммерсантЪ в Западной Сибири». С 1992 года – в медиабизнесе. Запускал практически все рейтинговые тюменские FM-станции. Совладелец холдинга РЗС («Европа+», «Красная армия»). В 2005 году создал собственный медиахолдинг (радио «Шансон», «Авторадио», телеканал «Спорт»). Ведет спецкурс по радиожурналистике в ТГУ. Академик Международной академии телевидения и радио.
– Владимир Александрович, да вы у нас диссидент!
– Я у нас управляющий самой успешной в коммерческом плане тюменской радиостанцией. И как алчный капиталист совершенно не хочу терять свои доходы из-за изменения конъюнктуры. А если серьезно, я хорошо знаю подоплеку становления «Радио Шансон». Однажды на корпоративном семинаре в Турции несколько часов интервьюировал на эту тему гендиректора всей федеральной шансоновской сети Владимира Маслова. Человек уникального таланта! Технарь по диплому, он создал два беспрецедентных в России радиобренда: «Русское радио» и «Шансон». И в том, и в другом случае двигался абсолютно против течения. На заре становления рынка, когда вся страна слушала исключительно европейские рок и попсу, он запустил в эфир ротацию исключительно из российских песен и попал в десятку. После этого – «Шансон».
– Ходят слухи, что запуск станции финансировали «авторитетные» люди?
– Чушь! Во-первых, в конце 90-х запуск станции, даже в Москве, тянул на 200–300 тысяч долларов, сейчас в столице столько стоит «двушка» на окраине. То есть, эти деньги могли «поднять» даже такие энтузиасты, как Володя Маслов и несколько его компаньонов. Другое дело – репертуар. Вот здесь он сам, по собственным словам, «лежал на рельсах»: «До мата ругался с одним фанатом блатняка, который считал, что когда звучит: «От Антона здр...снула Алена» – это нормально. Дурак, неужели ты не понимаешь, что когда это появится в ротации – нормальный человек нас выключит и не включит больше никогда!». Вот такая история. Кстати, последние пять лет программный директор на «Шансоне» – Артур Вафин, почти что наш земляк, из Челябинска. Выпускник филфака. С отбором репертуара там все очень серьезно.
– Расскажите о тюменской команде «Шансона».
– Это действительно сплоченная команда штучно подобранных людей. В программного директора и звезду ночного эфира Машу Беллис влюблена, по-моему, половина мужского населения Тюмени. Боюсь, разочарую мужиков: у Маши уже есть постоянный и верный друг. И хотя наиболее пылкие поклонники это знают, это ничуть не препятствует появлению едва ли не каждое утро на рабочем Машином столе свежего букета из белых роз от какого-то настойчивого анонима. Вторая мужская половина влюблена в ди-джея Оксану Разыграеву. Но там надежда пока еще есть, поскольку Оксана пребывает в поиске.
Кто там дальше... Красавицы Наташа Шахматова, Таня Серебрякова. Между прочим, кроме того, что Таня талантливый ди-джей, она еще и душевно поет. На последней «Шансамблее» (каждый год мы проводим для своих рекламодателей такую рождественскую вечеринку) она замечательно спела в дуэте с главным редактором «Тюменских известий» Владимиром Кузнецовым песню «Снегири» из репертуара знаменитого шансонье Сергея Трофимова. В этом году в команду органично влился в качестве PR-директора Александр Набокоff. Популярнейшая акция «Монетный звон» – именно его детище. Александра отличает необыкновенная креативность и редкое в наше время качество – умение вникать в детали.
– Кстати, о ваших вечеринках и вообще внеэфирных шансоновских акциях в Тюмени ходят легенды.
– Приятно это слышать. Недавно один из постоянных партнеров «Шансона» в Тюмени сказал, что мы – самая щедрая станция. Мы подсчитали, только в мае «Шансон» проводил акцию «Монетный звон» с ежедневным розыгрышем в эфире трех килограммов денег. Кроме того, двое счастливчиков получили путевки в Турцию. Параллельно каждую неделю мы определяли лучшего дачника с вручением мангала. А буквально на днях подвели итог всей акции. В ближайшее время на дачном участке победителя высадится целый десант, будет пробурена 20-метровая скважина – мечта любого тюменского садовода! Под это дело хотим собрать всех отличившихся дачников, организовать шашлычок, все прочее, чтобы можно было душевно поговорить, попеть...
– А «Парады колясок»? Вы будете продолжать эту традицию?
– Хотя до Дня города еще полтора месяца, ролики уже вовсю крутятся. Линейка спонсоров полностью сформирована. Благодаря этому главный приз увеличится до пятидесяти тысяч рублей. Я уверен, что прошлогодний рекорд, когда на финал было заявлено 200 участников, а реально в колонне прошло человек 500, в этом году мы побьем.
– Есть ощущение, что у тюменского «Шансона» два слогана. Один, как во всей федеральной сети – «Хорошее радио, музыка для души». Второй – «Первое трассовое радио УрФО».
– Совершенно верно! Сейчас в нашей сети около 20 станций. В прошлом году мы здорово продвинулись в сторону Екатеринбурга. Сейчас сигнал «Шансона» можно слышать почти по всей трехсоткилометровой трассе. В этом году продолжим наступление на север. Планируем открыть филиалы в Лабытнангах, Мегионе, Урае, Покачах... Всего появится не меньше десяти станций.
– Чем обусловлен такой резкий прорыв?
– Главная проблема в нашем бизнесе – это даже не деньги, а наличие необходимых лицензий. На отработку полного пакета разрешительных документов для начала вещания в новом городе требуется не меньше двух лет. Этим мы и занимались.
– Кто ваши партнеры в регионах?
– Кстати, о партнерах. Большинство из них сами готовы вкладывать деньги – а это не меньше полумиллиона рублей – на запуск новой точки. Что мы предоставляем партнеру? Прежде всего, колоссальную экономию времени благодаря готовым лицензиям. Ставьте передатчики, размещайте в эфире местные рекламные врезки, и получайте деньги буквально с первых дней выхода в эфир. Кроме рекламы партнер вправе выдавать в эфире местные новости, концерты по заявкам и т. д.
У меня есть конкретный пример, на который я люблю ссылаться. В небольшом городе Ишиме у нас отличный партнер – молодой бизнесмен Андрей Кокарев. По его собственным словам, он вошел в проект больше из амбициозных соображений, чтобы поднять статус. А так занимался автосервисом, строительством. Что он имеет сейчас? Месячный доход от радио около 200 тысяч рублей, причем, постоянные затраты укладываются в треть этой суммы. Андрей вошел во вкус, взял в управление еще несколько местных радиостанций, заключил договор с «Видеоинтернешнл»... В итоге и по основному бизнесу вышел на совершенно иную ступень. Сейчас он в Ишиме выступает официальным дилером по шести автомаркам мирового уровня: от «Форда» до «Тойоты».
Мне кажется, сейчас идеальная ситуация для запуска проекта. Во-первых, благодаря той поддержке, которая гарантирована малому бизнесу на всех уровнях. Во-вторых, за два года запуска наших филиалов у нас нет ни одного случая, чтобы кто-то из партнеров обанкротился и прекратил вещание. «Шансон» на самом деле – он один такой! У нас сейчас проблема: наших исполнителей, наши песни беззастенчиво растаскивают по другим радиостанциям. Но «Шансон» остается королем эфира!