Город Максим Максимов, директор агентства путешествий «Дилижанс»: «Человек путешествующий становится все более стрессоустойчивым»

Максим Максимов, директор агентства путешествий «Дилижанс»: «Человек путешествующий становится все более стрессоустойчивым»

" src=

Законы современного общества потребления, жестко, а порой и жестоко, регламентируя жизнь российского бизнесмена, зачастую направляют его творческую энергию лишь в одно русло: «Как выгодней продать себя». Можно ли сейчас говорить о своей работе не только как о средстве зарабатывания денег, но и как о воплощении детской мечты, которую можно пронести с собой сквозь годы и не изменить ей? На этот вопрос нам ответит Максим Максимов, директор тюменского агентства путешествий «Дилжанс» – одного из самых успешных игроков на местно туристском рынке.

– Максим, расскажите о том, как вы попали в туристический бизнес?

– Я учился в Тюменском государственном университете на факультете романо-германской филологии по специальности «французский язык и литература». На третьем курсе совместно с одной французской ассоциацией, которая занимается сезонным трудоустройством студентов, мы провернули такой проект: весь курс «французов» отправили на три месяца работать в качестве вожатых во французских аналогах наших пионерских лагерей. Нас разбросали по всей Франции, мне удалось тогда объездить почти всю страну.

– Любовь к путешествиям появилась в это время?

– Любовь к путешествиям появилась еще в детстве, когда мне на глаза попался атлас, изданный в 53-м году. В нем были пунктирами отмечены маршруты трансконтинентальных кораблей – из Австралии в Великобританию, из Британии в Америку. Тогда во мне проснулась настоящая страсть к путешествиям. Все, что делалось потом, было последовательным удовлетворением этой страсти.

Я начал трудовую деятельность в качестве вожатого в атлантических Пиренеях. В это время познакомился с Николаем Арсеньевым, руководителем компании «Арс». Под его началом я работал два года, будучи студентом, и некоторое время после университета. Как только почувствовал собственные силы, совместно с партнерами открыл туристическое агентство «Новый мир». Уже через год я создал «Дилижанс» – полностью собственное предприятие.

– Чем было вызвано столь скорое расставание с компанией «Новый мир»?

– Ситуация проста, она у всех одинакова. В «Новом мире» было три партнера. Каждый имел свой взгляд на то, как нужно вести дела. В определенный момент взгляды разошлись настолько, что я для себя посчитал единственно верным решением открыть свое агентство путешествий.

– «Новый мир» существует до сих пор?

– Да.

– Как открывался «Дилижанс»?

– Очень просто: было сильное желание показывать мир именно так, как я это вижу. Полученный к этому моменту опыт и навыки позволили без особых сложностей открыть предприятие. Ну и, конечно, помощь родителей и друзей – без их поддержки пускаться в свободное плавание было бы нелегко.

Мы начинали с дорогих туров. Ставка была сделана на эксклюзивный и дорогостоящий продукт – Танзания, Кения, Австралия, Европа в дорогом исполнении – с хорошими отелями, частными гидами, проживанием в замках. На тот момент – 1996 год – это было весьма экзотично. Позже мы стали расширять спектр наших предложений – теперь это вся планета без белых пятен.

– Трудно не обратить внимание на то, что все ваши сотрудники – женщины. Женское лицо характерно для туристического бизнеса?

– Да. Потому что работа в сфере туризма предполагает усидчивость, внимательность, скрупулезность, выдержку, терпение и стрессоустойчивость. Мужчины на такой работе долго не задерживаются. Вообще, был бы человек хороший, а место и чем его занять – я найду. Если специалист хочет и может работать, он будет работать. По этому принципу набран весь мой коллектив.

– Насколько остра конкуренция в туристическом бизнесе?

– Конкуренция достаточно острая. В Тюмени всего около 600 тысяч жителей, при этом в городе работают порядка 150 туристических фирм. В основном это независимые агентства, однако каждый год в Тюмени открывается несколько представительств крупных московских компаний.

– Максим, массовый туристический продукт принципиально почти ничем не отличается. Чем в такой ситуации можно привлечь клиента?

(Улыбается.) Думаю, у каждой фирмы есть свои ключики, свои секреты. Привлечь можно тем, что не копируется – особым знанием и пониманием продукта, созданием неповторимой атмосферы при продаже путешествий, умением понимать и предугадывать пожелания клиента.

– Россияне все чаще сталкиваются с мошенниками в туристическом бизнесе. Существует ли некий кодекс чести турагентов?

– Кодекс чести как раз сейчас и формируется. Что касается мошенников, то бороться с ними должно не профессиональное сообщество, а правоохранительные органы. Скажу лишь, что о криминальных историях в Тюмени я ничего не слышал.

– С какими операторами вы работаете сейчас?

– Мы работаем с крупнейшими и, на мой взгляд, наиболее надежными операторами: «Натали турс», «TEZ Tour», «ВКО Трэвел» и другими. Это компании, которые участвуют в проекте «Туристические бренды года» – своего рода соревновании среди операторов за право называться лучшими в той или иной категории. В нем принимают участие ведущие туристические операторы, для которых понятие «имидж» является очень важной составляющей в бизнес-технологии.

– Насколько важно для вас быть знакомым с продуктом, который продаете?

– Очень важно. Сложно предлагать направление, которое не видел своими глазами. В среднем каждый сотрудник нашего агентства дважды в год выезжает за границу. Некоторые направления мы посещаем ежегодно, например Турцию. Все просто: к каждому летнему сезону в Турции вводится в строй большое количество новых отелей и для корректного и объективного предложения необходимо постоянно освежать свои знания.

Мы всегда с большим интересом посещаем все ворк-шопы, которые проводятся в Тюмени, например «Мир без границ» и БАНКО. К нам в город приезжают ведущие туроператоры, которые своим продуктом «закрывают» почти всю планету.

– Какие направления пользуются особой популярностью у тюменцев?

– В межсезонье никаких приоритетных направлений нет. Люди в равной степени едут смотреть экзотические и европейские страны, отправляются кататься на лыжах и выбирают самостоятельные путешествия – берут в прокат автомобиль и путешествуют по наиболее красивым местам Европы. Ключевые направления хорошо просматриваются летом. В это время 80 % всех туристов едут отдыхать на пляж. Примерно треть из них предпочитают отдых в Турции, затем в списке популярных направлений – Испания, Италия, Хорватия, Греция.

– Вступление Турции в Евросоюз может серьезно изменить этот расклад?

– Скорее всего, это изменит цены. Турки будут обязаны предлагать свои услуги в евро. Это значит, что направление будет стоить существенно дороже, чем стоит сейчас. Тогда многие россияне предпочтут Турции Европу. Поживем – увидим.

Турция постоянно проводит очень хорошую рекламную политику, великолепно продвигает себя как на европейском, так и на российском рынке. В Тюмени мы видим большое количество красивых турецких рекламных плакатов под лозунгом «Сложена великолепно». К тому же турецкие отельеры очень быстро реагируют на спрос и, уверен, скорректируют свою ценовую политику после вступления в ЕС так, чтобы не потерять российских туристов.

– Возможно ли существенное увеличение потока туристов со снятием визового режима для русских в Тайланде?

– Вряд ли. Визового режима и так практически не было. Если вы едете в Таиланд, у вас забронировано место в отеле, визу вы без проблем получите на границе. Отмена этой процедуры не должна сильно повлиять на поток туристов.

– Как реагирует рынок на криминальные происшествия за рубежом, например взрывы в Турции, убийства в Таиланде?

– Первые несколько дней, возможно, неделю или две – шок и переживания. Потом все возвращается на круги своя – такая жестокая правда. Человек путешествующий становится очень стрессоустойчивым, на различные катаклизмы и теракты с каждым годом реагирует все меньше и меньше. Возникает некоторое привыкание.

– Какую роль в «Дилижансе» играют индивидуальные туры – приключенческие, спортивные, оздоровительные, клубные?

– Каждого из путешествующих мы стараемся отвлечь от массовых туров и перевести в разряд индивидуальных. Я уверен, что персональные туры дают существенно больше возможностей увидеть мир. Окружающее воспринимается исключительно точнее, когда один гид работает не с 50 туристами из автобуса, а конкретно с тобой, твоей женой, твоим ребенком. «Дилижанс» стабильно развивается в этом направлении.

Как минимум треть всего годового оборота составляют именно индивидуальные программы. Под индивидуальными программами я подразумеваю путешествия для активных, думающих граждан, имеющих опыт выездов за границу и не боящихся языкового барьера, готовых к самостоятельному открытию той или иной страны за рубежом – будь то Европа или Азия. Заметьте, я не говорю что эти путешествия дороги.

Например, две сотрудницы «Дилижанса» третий год подряд выезжают в отпуск в самые красивые места Испании на три недели. Подобные путешествия у них укладываются в 1000 с небольшим евро на человека включая авиаперелет и арендованный автомобиль. Индивидуальный – не значит дорогой. Индивидуальный – значит сделанный с максимальным учетом требований, пожеланий и бюджета клиента.

– Вспомните пример интересного индивидуального тура.

– Были заказчики – корпоративная группа – которые захотели для сплочения коллектива сделать нечто такое… Сами не знали, что именно. Мы посмотрели на компанию, узнали, чем они занимаются, оценили их, и предложили им восхождение на Монблан в сопровождении дипломированного гида. Несколько дней, проведенных в относительно экстремальной обстановке под началом опытного русского альпиниста.

– Интересен ли «Дилижансу» внутренний туризм?

– Безусловно. У нас традиционно хорошо продается Черноморское побережье, активные маршруты на Алтай, Санкт-Петербург и все, что с ним связано, Валаам, Кижи. Кроме того, мы занимаемся приемом иностранцев. К нам приезжают немецкие группы, которым показываем Тюмень, Абалак, Тобольск.

– В этом заключается ваше участие в областной программе по развитию туризма?

– Да, у нас налажены тесные контакты с правительством региона. И мне очень хочется, чтобы эта программа полностью реализовалась. Но необходимо создать условия, как для иностранцев, так и для местных жителей. Допустим, конкретно для меня, для вас – отдых выходного дня, который был популярен в Советском Союзе. Это требует большого количества разнообразных баз, санаториев, отелей. Если все это будет создано для местных граждан, иностранцы приедут сами.

Пока инфраструктура слабая. Попробуйте на выходные куда-нибудь уехать, забронировать места в хорошей гостинице, чтобы в ней был бассейн и чтобы это не стоило каких-то заоблачных денег. Ничего подобного вы не найдете. А если найдете, то за это будет жалко отдавать деньги.

– Одно из направлений областной программы – развитие охоты и рыбалки…

– Охота мне не нравится. Не люблю, когда убивают животных. Рыбалка – достаточно специфическое направление. Оно сезонное, на нем много не заработаешь, тем не менее это интересно, хоть я сам и не рыбак. Дело в том, что я пока не нашел человека, который занимался бы этим, кому я мог бы доверить это направление.

– Вопрос о новой редакции закона «О туристской деятельности». Могут ли страховые обязательства повлиять на стоимость туристических путевок?

– Если и повлияют, то не сильно. Не такие уж большие расходы понесут операторы, которым нужно будет застраховать свои риски. Если разделить сумму фингарантий на количество туристов за год, то получается небольшая сумма.

– На ваш взгляд, требование страховать риски справедливо?

– Вполне. Граждане будут находиться в большей безопасности. Другое дело, что сам закон в некотором роде монопольный. Он защищает интересы только крупных операторов. Но на рынке немало компаний, которые продают достаточно узкий нишевой продукт. Например, паломнические, приключенческие или спортивные туры.

Для больших операторов, имеющих сотни тысяч туристов, финансовые гарантии в 5 миллионов рублей – это нормально. Пять миллионов для оператора, обслуживающего сто человек, – непосильная ноша. При этом обе компании – операторы. Обе готовят конкурентный продукт. Я думаю, многие мелкие предприятия закроются или перейдут под крыло крупных. Проще говоря, произойдет передел рынка, причем достаточно жесткий. Рынку это не на пользу.

– Операторы будут взимать определенную плату с агентств, чтобы частично покрыть затраты на страховку?

– Я думаю, это следующий шаг.

– Оператор будет брать деньги у агента, агент – у путешественника?

– Нет, агент не формирует цену. Агент только продает туристический пакет.

– Можно говорить о некой средней сумме, которую тюменец готов тратить на отдых?

– Если грубо арифметически сложить и поделить, три года назад в моем агентстве турист оставлял в среднем 850 долларов, меньше тысячи. Сейчас эта сумма варьируется от 1150 до 1230 долларов. Достаток граждан заметно растет.

– Есть ли у вас постоянные клиенты?

– Ими и живем. Мы рады и новым клиентам, которые, кстати сказать, появляются в основном благодаря старым. Работает «сарафанное радио». Я считаю, что самый правильный способ выбрать свое предприятие, не обязательно туристическое, – прислушаться к рекомендациям. Если мне что-то нужно, я спрошу у своих друзей, где купили, к кому обратиться. Я вряд ли стану доверять рекламе.

Рекомендации раздают те, кто уже нам доверился. Поэтому больше всего внимания мы уделяем тем, кто с нами не первый день и не первый год. Постоянных клиентов мы холим и лелеем.

– Они могут рассчитывать на скидки?

– Могут. Мы называем это скидкой за лояльность. В разумных пределах, ведь наша цель зарабатывать и развиваться. Стараемся не скидки давать и таким образом удешевлять продукт, а наоборот – добавлять ему ценности. Например, предоставить в качестве подарка индивидуальный трансфер из аэропорта в отель или быстрое прохождение таможни по прилету в страну. Суммы те же, но клиент в этом случае получает более высокий уровень сервиса. Вариантов много.

– Ваш бизнес – в первую очередь удовлетворение собственных интересов или все-таки зарабатывание денег?

– Для меня это уникальное сочетание того и другого. Я занимаюсь тем, чем бы я хотел заниматься и не получать за это деньги, то есть это хобби. Но, слава Богу, любимое дело приносит мне доход. Как и всем, кто работает в моей компании.

– Где вы предпочитаете отдыхать?

– Люблю Европу. Это мой континент. Особенно южную часть – Францию, Италию, Испанию.

– Какой совет вы бы дали начинающему путешественнику?

– Не экономить. Замечаю, что люди готовы тратить немалые суммы на еду, одежду, автомобили и так далее, но пытаются загнать себя в какие-то рамки, отправляясь в путешествие. Этого не стоит делать ни в коем случае. Отдых – это воспоминания, эмоции, здоровье. Это то, что всегда остается с вами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем