21% роста или 102,7 млрд рублей показал рынок кофе с собой к концу 2023 года, говорят аналитики. Популярность напитков в дорогу еще никогда не была столь высока. По мнению экспертов, мы наблюдаем отголоски постпандемийных ограничений.
Тренд на кофе собой
Привычка пить кофе по пути укрепилась в годы ограничений. Для сравнения: в 2021 году оборот рынка кофе навынос оценивался в 57 млрд рублей, годом позже — уже в 85 млрд рублей. Аналитики строят прогноз, что нынешний 2024 год обещает стать новым рекордом, но пока говорить об этом рано.
— Погода и активность горожан поддерживает тенденцию кофейных прогулок, — делится мнением Екатерина Астраханцева, PR-руководитель сети Жизньмарт.
По ее мнению, если у людей есть несколько минут на прогулку, они скорее выберут пить кофе в движении, нежели остаться в помещении.
— Дело в том, что наш климат далек от погоды на райском острове, и солнечные денечки побуждают не засиживаться. Чем теплее на улице, тем больше заказов навынос мы видим, — продолжает Екатерина.
Кофейни всё чаще не спрашивают гостей, где они будут пить кофе, а сразу готовят напиток в одноразовый стаканчик. Это гигиенично и не привязывает к месту. Человек может начать пить кофе за столиком, а если планы изменятся — забрать напиток с собой просто уйти. Еще один вариант — напиток в свою кружку. Многоразовые стаканчики важны для сохранения природных ресурсов и уменьшения объема потребления пластика. А еще некоторые кофейни делают скидку на напиток в свой стаканчик. В Жизньмарт скидка равна 7%.
Кофейная карта
Возможность выбирать внесла свой вклад в популяризацию кофе. Несколько лет назад карта состояла из традиционного черного кофе, капучино, латте и рафа. Редко где предлагались еще какие-то вариации. Даже альтернативное молоко и кофе без кофеина были скорее редкостью, чем стандартом.
Спрос рождает предложение. Влюбленные в кофе проекты стали разрабатывать по-настоящему впечатляющее меню. К примеру, кофейная карта Жизньмарт насчитывает свыше 30 напитков, а ведь речь не о кофейне, а о магазине, пусть даже нестандартного формата.
На том же примере Жизньмарт видно, что кофейная карта делится на кластеры.
Горячие кофейные напитки. Модификации знакомых, например, не просто капучино, а капучино грушевый, фисташковый или даже с сырной пенкой. Не просто раф, а малиново-миндальный или соленая карамель. А также совершенно новые напитки, такие как «Галя, у нас отмена». По вкусу он напоминает латте с халвой.
Освежающие кофейные напитки — идут с добавлением льда и больше похожи на коктейли. Ананасово-грушевый бамбл, вишневый by OWL, айс латте и прочие.
Напитки без кофеина. На основе соков, сливок или других компонентов. Чего точно не будет в этом коктейле, так это алкоголя. Также в меню входит цикорий.
Какао: взрослое и детское. Готовится из тертого сырья и отличается сладостью и крепостью. Вкус, как в далеком прошлом, когда какао был не порошковый, а настоящий, требующий варки.
Матча — японский порошковый зеленый чай. Подается в горячем и холодном виде и часто обогащается необычными ингредиентами: розой, апельсином, клубникой. Фантазии бариста порой настолько креативны, что создают по мотивам событий. Так, в ожидании выхода фильма «Барби» Жизньмарт готовил матчу в фантастическом розовом цвете.
Броне-капучино — хит Кремниевой долины. Bulletproof coffee, броне-кофе, пуленепробиваемый кофе — всё это о напитке с добавлением масла. Комбинация имеет оригинальный вкус и дает заряд бодрости кратно больше, чем чашечка черного кофе.
Тренд на броне-кофе пришел из Кремниевой долины благодаря предпринимателю и биохакеру Дэйву Эспри. По словам автора, напиток помог ему сбросить 45 лишних килограммов и повысил IQ на 20 пунктов. Насколько информация достоверна, неизвестно, но броне-кофе набирает популярность с вирусной скоростью. В Жизньмарте его подают в формате капучино. Напиток не содержит лактозы, казеина и холестерина.
Кофейный конструктор
Часто бывает, что напиток нравится, но хочется внести изменения по вкусу. Допустим, заменить молоко на альтернативное, причем определенного сорта. Добавить зефирки или корицу. Приходится уточнять возможность у бариста, договариваться. Можно поступить проще — самому сформировать нужную рецептуру и отправить заказ на бар. Работает система легко.
На экране кассы самообслуживания показано меню и фотографии напитков. Картинки упрощают выбор. К напиткам прилагается модификатор. Покупатель выбирает молоко и добавки.
После система автоматически показывает КБЖУ и полный состав напитка.
Замороченность — двигатель прогресса
— Мы сделаем всё, чтобы наши гости пили лучший кофе за меньшие деньги. Будем меняться, пока не попадем в сердца наших гостей, — заявили о своей позиции управляющие партнеры Жизньмарт в Новосибирске и принялись за дело.
Всё могло бы получиться как в красивой истории, но реальность такова — пока всё идет ровно, прогресса не бывает. Жизньмарт существует уже пять лет, и культура приготовления кофе высока. Есть стандартны оборудования, обязательное обучение всей команды профессиональными бариста и регулярная независимая оценка тайными агентами. Но отработанные стандарты отнюдь не бастион. Компания активно прислушивается к мнению гостей и меняется в соответствие с их вкусами.
— Когда мы открыли первые магазины Жизньмарт в Новосибирске, то столкнулись с отзывами наших гостей, партнеров (владельцев франшизы) и зеленых агентов о том, что вкус кофе недостаточно насыщенный. Ранее у нас не было подобных кейсов, притом что мы открывали локации в других регионах. Оказалось, новосибирцы любят более яркий вкус. В конце зимы мы заменили зерно, и теперь кофейные напитки готовим на бленде средней обжарки из зерен Колумбии и Перу. Бренд отличается богатым карамельным послевкусием и нотками темного шоколада. Шикарно сочетается с сиропами и молоком, — рассказывает Юлия Самусенко, директор по маркетингу и лояльности Жизньмарт.
Абонемент на кофе
Присоединиться к культуре кофепития может любой желающий. Для ценителей вкусов компания разработала абонемент на кофе. После покупки пяти напитков — шестой в подарок.
Бесплатно получить первый кофейный напиток может любой желающий. Для этого достаточно подписаться на чат друзей в телеграм-канале (12+).
ООО «РЕКЛАМА ВСЕМУ ГОЛОВА», 622034, г. Нижний Тагил, проспект Строителей, д. 29, помещение 21–26. ОГРН 1156658094768, Lifemart.ru.