Про съемки очередного фильма в Тюмени не слышал только ленивый. Это в 2017 году все удивлялись, как в Тобольске делают кино. С тех пор было еще несколько крупных проектов. Взять хотя бы последний — новеллу «Ёлки», ради которой в областной центр на условиях большой секретности прилетала Ольга Бузова. В этом году съемочная группа работает над комедией «Вахтовый метод». Имена главных героев никто не скрывает — это звезды нашумевшего сериала «Чики».
Если коротко, то эта история про мужчину, который неожиданно узнал про беременность возлюбленной. Но ничего лучше, чем сбежать от жены на вахту, он не придумал. По пути ему встречается мальчик-сирота. И с этого знакомства у героев начинаются приключения, изменившие у всех отношение к семье.
Еще в сентябре под покровом ночи мы приехали на съемочную площадку и своими глазами увидели, как огромное количество людей работает над небольшим фрагментом фильма. Мы отправились за коттеджный поселок «Зелёные холмы», свернули с трассы и выехали на открытое поле. Пару километров плохой дороги, поворот за лес, и мы на месте. Здесь, вдали от посторонних глаз, уже разбит лагерь. Много трейлеров, как из голливудских фильмов, ряды с шатрами и куча людей, которые суетились, готовясь к «мотору».
Стандартная съемочная смена длится 12 часов. Но некоторые члены команды работают гораздо больше. Например, так называемый административный цех. Это люди, которые делают съемки комфортными: запускают тепловые пушки, чтобы все согрелись, устанавливают шатры, организовывают кухню и так далее. И после конца съемки они задерживаются, чтобы разобрать весь отстроенный лагерь.
Как мальчик получил главную роль
Мы идем вглубь импровизированного городка и почти сразу видим одного из главных героев.
— Я играю роль мальчика Колю. По сюжету ему 12 лет. Он сбежал из приюта к своим родственникам в Когалым. В поезде я, мальчик Коля, встречаю главного героя Толю, — рассказывает юный актер, практически лежа на кресле. — Мальчик Коля — он... чем-то похож на меня. Он такой решительный. Серьезный. Иногда бывает слишком наглый... Игривый.
В этот момент в гримерной раздается смех. Очевидно, Ярослав Могильников ни сколько не лукавит, сравнивая себя со своим персонажем.
— Мы недавно снимали сложную сцену, где сжигали сарай. Мне нужно было показать свои эмоции. Очень драматичная сцена. Мне было сначала сложно, но когда всё закончилось, уже думал по-другому, — рассказывает Ярослав. — Всей команде было непросто. Ты играешь роль, а кругом настоящий огонь.
Сам Ярослав из Пермского края. До этих съемок он был в Тюмени один раз и то, когда только пробовался на роль. Тогда он успел погулять по мосту Влюбленных. Теперь же наверстывает упущенное вместе со съемочной группой, исследуя новые кофейни города.
Как выбирали актеров и есть ли у них звездная болезнь?
Мы вынырнули из вагончика и пошли дальше. Почти напротив стоял высоченный белый шатер. Подняв штору, которая служит дверью, мы заметили Анну Румянцеву — главного продюсера фильма. Стройная улыбчивая девушка с кем-то обсуждала рабочие вопросы, а потом, увидев гостей, направилась к нам. Она рассказала о сцене, которая снималась этой ночью.
— У нас сегодня экватор проекта — 15-я смена. Снимаем недалеко от Кулаково, здесь очень классная, натурная площадка. Сцена называется «Юрта, Мансийск». Это такое мансийское поселение, которое выстроили наши художники. Сцена довольно массовая, вы уже видели поток актеров в гримвагенах. Одних сменяют другие. Получится такая сборная солянка: здесь и московский кастинг, и наши местные артисты, и те, кто с кино никак не связан. Мы достаточно долго и сложно искали типаж мансийца. Перепробовали много вариантов. Наш кастинг-директор предлагал коренных мансийцев, этнических представителей, которые внешне могут напоминать мансийцев. Но в итоге мы привезли классного актера из Казахстана — Ондасына Бесикбасова.
Самое сложное в создании кино, как призналась Анна, — это быть неготовым к непредвиденным обстоятельствам. В такие моменты спасает только командная поддержка. Но в этой комедии есть и трудные сцены с технической точки зрения. Например, локация с горящим сараем или фрагмент с настоящим вертолетом.
— Мы всё снимаем в Тюменской области. Даже сцены, которые по истории должны быть где-то далеко на севере. Но магия кино позволила нам немного оптимизироваться и всё сделать в радиусе 120 километров, — рассказывает Анна. — Самые сложные всё-таки, на мой взгляд, ночные съемки. Почему сложные? Это и особенности организма. И погода — когда мы сюда только приехали вечером, было еще довольно тепло, к ночи температура опустилась, будет влажно. А нам работать до 6 часов утра. Надо следить, чтобы никто не заболел.
На главные роли выбрали обладательницу премии «Ника» Ирину Горбачёву, известную по фильмам «Аритмия», «Обратная связь» и сериалу «Чики». Компанию актрисе в комедии составит ее партнер по этому же сериалу — Михаил Тройник. Как же выбирались претенденты и сталкивались ли со звездной болезнью?
— Это был абсолютно стандартный кастинг. У нас потрясающий кастинг-директор, который дал нам большую актерскую раскладку. Кастинг проводился в несколько этапов: сначала отсматривали актеров по фото (сравнивали типажи), потом запрашивали пробы (за время пандемии актеры научились снимать такие видеовизитки) и очный кастинг в Москве. Режиссер Алексей Южаков сам всех отсматривал. И только потом мы смогли разложить актерский ансамбль. — рассказала Анна Румянцева. — У нас все артисты очень разные и душевные. Наверняка есть история про сложность характера. Но могу сказать про наш актерский состав, несмотря на то что все очень разные, ко всем нужен свой подход, но все включенные в работу и с благодарностью относятся к происходящему.
Большая часть людей в это время направилась в сторону поля. Там скоро должны были начаться съемки у чума. Но мы решили задержаться здесь — в построенном лагере.
Почему с накладным животом Ирины Горбачёвой были проблемы?
На пути нам встретился харизматичный мужчина в ковбойской шляпе и белом свитере. Он задумчиво сидел у очередного шатра, рядом с ним стояла гитара, на земле лежал револьвер и какие-то части одежды. Незнакомец чем-то напоминал Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Оказалось, это художник по костюмам — Максим Некрасов.
За его спиной костюмерная. Там висит одежда, которую приготовили актерам для съемок. Сейчас, когда все задействованные в фильме люди одеты, у него появилось свободное время. Он посвятил его нам, рассказав про свою необычную роль в создании фильма.
— С одной стороны, это всё весело и красочно. Но с другой — очень напряженно. До начала съемок казалось, что всё классно, когда только подбиралась одежда для персонажей. А на съемочках уже было не так весело. Потому что достаточно сжатые сроки, много «моторов», переездов, сборов, переодеваний. Что-то приходится рвать, что-то восстанавливать. И никто не отменял форс-мажоры: забыли костюм, пропал костюм, погоны перепутаны. Такое себе, не работа, а контрастный душ, — рассказал Максим Некрасов. — Мне приходилось быстро собрать полицейских (подобрать образы актерам. — Прим.ред.), пришлось носиться по всему городу, собирать по Avito, по квартирам, по домам. С животиком Ирины Горбачёвой (героиня беременна) тоже были проблемы. Я не знал, что живот — это костюм. Мне казалось, это задача — «реквизит». И я за ночь до съемок об этом узнаю. У всех шок. У меня шок. Живот! Мне надо найти живот! Я поднял всех.
В короткие сроки Максим нашел два маленьких живота. Их пришлось объединить и прикреплять к актрисе. Что касается остального образа героини Ирины Горбачёвой — проблем тут не было. Художник прикупил ей обычную домашнюю одежду.
Ярославу одежду купили на Минском рынке. Максим Некрасов бродил среди рядов с одеждой и увидел подростка, сильно похожего на юного актера. Он попросил его родителей уговорить сына примерить подобранные вещи. Те согласились. Так и определились с образом. Сам актер был в Перми и не мог приехать на примерку.
А мы отправились на саму съемочную площадку. Чтобы туда попасть, пришлось преодолевать темное поле с травой по пояс. А дальше... десятки людей, искусственный туман, чум, звуковые установки, камеры и актеры.
И вот в лучах фар от машины мы увидели известного тюменского актера — Николая Аузина. Он играет полицейского.
— Я по сценарию майор полиции, который сильно полюбил девушку. Она из традиционной семьи манси, я немножко из другого мира. Но в конечном итоге любовь побеждает, — рассказывает актер. — Изначально я играл другую роль, но чтобы только заявиться. Но роль майора мне очень нравится.
— Стоп! Утеплить майора и Колю! — скомандовали по громкой связи и остановили съемку.
На улице в это время действительно стало прохладнее. Осмотревшись по сторонам, мы нашли ответ на вопрос — как всем этим людям удается не замерзнуть на 12-часовых съемках на улице. Все люди были облачены в толстейшие куртки и укутаны пледами.
Мы отправились по левую сторону площадки. И увидели там интересную раскадровку. Это такой коллаж, где от руки нарисованы даже эмоции каждого из героев. Милая девушка с фонариком на лбу подошла к этому стенду и стала что-то подмечать. Мы не упустили возможности разузнать, чем она занимается. Девушка рассказала, что за эти 20–30 минут сняли всего два кадра из первой сцены.
— Я «хлопушка», помощник режиссера. Ответственная за этот аппарат, — рассказывает Турсунайым Бадышова. — И помечаю монтажные листы, слежу за тем, что здесь точно было снято. Как мне объясняли мою задачу? Да никак, я ее гуглила. Мне предложили быть «хлопушкой», я всё узнала из интернета, потом спросила у режиссеров, что из этого верно. Вот и всё. Но вообще, «хлопушка» — это уже что-то такое чисто символическое. Старая-добрая традиция. Потому что, в принципе, звук уже давно автоматически схлопывается с картинкой.
Дальше на площадке снова попросили тишины. Камеры включились и актеры вновь и вновь отыгрывали одну и ту же сцену. Когда объявили перерыв, мы подошли познакомиться с героями.
— Я профессиональный актер, снимаюсь по всему миру. Мои агенты сидят в Москве, Словении, Хорватии. Вот на них и вышли, предложили эту роль. Я, знаете, в «Тоболе» еще снимался. Чтобы сыграть мансийца, мне пришлось изучить историю народа, чем они живут, чем занимаются. Но сложности вжиться в роль не было — я легко это делаю, — рассказал Ондасын Бесикбасов, тот самый актер, которого привезли в Тюмень из Казахстана.
Разговор вышел недолгий. Рассказывать подробности своей роли ему оказалось запрещено. Но манси в фильме играют и настоящие представители коренных народов севера.
— Мы с семьей живем в лесу, на настоящем стойбище. Изначально нас просто попросили привезти наши повседневные костюмы, а потом пригласили и сняться в кино. А вообще, я занимаюсь оленеводством. Нас нашли, наверное, по роликам в интернете. Мы, там парни молодые, снимает блог «Дневник ханта», рассказываем о своем быте и всё такое. Может, оттуда. Не знаю.
Оставаться до конца на съемочной площадке мы не стали. Мы замерзли всего за пару часов. Трудно представить, каково было всей команде продолжать работать при таком холоде до шести утра.
Посмотрите также, как снимались «Ёлки» в Тюмени. Или погуляйте по площадке сериала «Реальные пацаны» — нашему коллеге удалось встретиться со всеми звездами ТНТ.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.