Яркую фантасмагорию на тему «Женитьбы Бальзаминова», а точнее на трилогию Александра Островского, посвященную этому герою, представил в первые выходные ноября молодежный театр «Ангажемент».
В рекламном проспекте, посвященном премьере, сказано, что зрителей ждет другой Островский – романтик и фантазер, мир Бальзаминова в постановке населен видениями, фантазиями, снами, какими-то почти космическими картинами. И к этому зритель должен быть готов. Ни в какое сравнение с советским фильмом «Женитьба Бальзаминова» ангажементовская постановка режиссера Олеси Невмержицкой «Бальзаминов» не идет, так как созданы они в совершенно разных плоскостях. В фильме речь идет все-таки про реальность.
Заходя в зал «Ангажемента», зрители точно попадают в сон главного героя – кругом зеленые холмы, на одном из которых играют духовые. Как только гаснет свет, появляются причудливые образы – девы в русских сарафанах, экстравагантная сваха с импозантной группой поддержки, траурная процессия в духе Горана Бреговича и другие. В эти сны вписаны сценки, которые, казалось бы, должны происходить с Бальзаминовым на самом деле. Они слово в слово взяты из пьес Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Однако герои ведут себя в них столь эмоционально и гротескно, что становится ясно – главный герой вовсе и не просыпался. Все персонажи похожи на часть сновидения. Это своего рода сон во сне, перетекающий из одного пространства в другое.
Зрителю открывается большой творческий мир маленького человека, который разрисовал унылые мелочные будни яркими красками, добавил в них музыки и страстей. Поэтому особую роль в спектакле играет сценография (художник Алексей Паненков, свет Вадим Клещев, хореограф Наталья Шурганова), именно она создает атмосферу и настроение. Действия происходят в приближенном к нашему временном контексте, однако говорят действующие лица по-старинке, это создает психоделический эффект, как будто зритель вместе с героем оказался между двумя мирами. И в том и в этом он мечтает о чине, любви, да о деньгах и прикладывает к воплощению все свои скромные (даже во сне – скромные) способности – слоняется под окнами состоятельных барышень.
К слову, в спектакле занята вся труппа «Ангажемента», большинство образов – женские. Даже роль самого Бальзаминова неожиданно играет представительница прекрасного пола – Екатерина Зорина. Оттого главный герой очень похож на ребенка, а его надуманная влюбленность то к одной, то к другой скучающей сельской особе выглядит еще более платонической. Смотрится это даже в столь причудливой постановке весьма необычно.
Длится сон Бальзаминова 2 часа 40 минут (с антрактом), за это время публика успевает перенестись в несколько локаций (пляж, кладбище, кусочек вселенной), и к финалу начинает казаться, что удивляться уже вроде бы нечему. Однако последний аккорд действительно поражает – любители сюра и праздника оценят.
Отметим, ценителям классических постановок, чтобы не обмануться в ожиданиях, следует понимать, что спектакль «Бальзаминов» – это нетрадиционное прочтение Островского. Наверняка понравится премьера поклонникам экспериментов.
Возрастной ценз: 16+.