В первый день осени после девятилетнего перерыва на большой экран вернулся серьезный малый по имени Джейсон Борн в исполнении Мэтта Дэймона. Пятая часть о забывчивом наикрутейшем экс-агенте ЦРУ могла стать достойным завершением шпионской истории, растянувшейся на 14 лет, но что-то пошло не так.
Киноцентр «Киномакс» с викторинами и подарками показал фильм о Джейсоне Борне еще до официальной премьеры в России, которая приходится на 1 сентября. Мир увидел эту новинку еще в июле и неплохо ее окупил. Так, при бюджете в 120 млн «Джейсон Борн» собрал более 348 млн долларов. Высокую явку зрителей обеспечили лицо Борна Мэтт Дэймон и режиссер второго и третьего фильмов («Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна») Пол Гринграсс. Однако при этом шпионская лента лишилась своего бессменного сценариста Тони Гилроя. Что явно не пошло фильму на пользу.
Если до этого Борн только тем и занимался, что фанатично вспоминал о себе, стараясь спасти свою жизнь, то теперь пытается сунуть нос в чужую – узнать о судьбе отца, который, как оказалось, занимал не последнее место в американской разведке. Добиться правды от погрязших во вранье цэрэушников теперь 0 дело чести.
На своем пути главный герой сметает вся и всех – делает это чересчур легко, чтобы хоть немного походило на правду. Агенты мрут как мухи, а Борну все нипочем – пули, стены, высотки. Смотреть на это интересно лишь первые полчаса, затем такая неуязвимость порядком приедается. Бэкграунд (беспорядки в Греции, упоминания об Эдварде Сноудене) становится интереснее, чем персона главного героя.
Сюжет новой истории крепится на флэшбэках, в которые вписываются герои этой части, что примитивно упрощает повествование. У Борна появляется антагонист – «спец», мучимый жаждой мести и при этом не такой картонный, как все остальные. Теперь перебившему уже всех цэрэушников бессмертному «Марио» есть, кому набить морду и за кем погоняться.
Зато провисания во внутренней динамике фильма с лихвой компенсирует внешняя – погони, драки, постоянная смена локаций держат в напряжении. Но все та же неуязвимость Борна снижает градус накала, к концу фильма перестаешь верить, что он сможет сломать себе хотя бы ноготь.
Техническая фишка Гринграсса – снимать драки и погони с плеча – в отличии от «Превосходства» встала «Джейсону Борну» поперек горла. Казалось бы, стопроцентные сцены в завершении своем превращаются в кашу. Постоянные повороты камеры и размыленный фокус вызывают головокружение и дезориентацию, что создает эффект присутствия, больше похожий на вечеринку «убитых» наркоманов, нежели на крутейшую разборку двух разозленных мужиков.
Справедливости ради стоит отметить, что фильм не лишен интриги и может послужить неплохим способом скоротать вечер тем, кто не возлагает на него больших надежд. Но при этом стоит иметь в виду, что это не самостоятельный фильм, а продолжение большой истории. Так что перед знакомством с «Джейсоном Борном» лучше посмотреть предыдущие фильмы, поскольку эта киноновинка на них опирается.
К слову, финал последнего приключения Борна позволяет вытянуть продолжение.
Будет ли у истории о Джеймсе Борне продолжение?