Грустной улыбкой попрощался тюменский драмтеатр со своим зрителем в этом премьерном сезоне. В минувшие выходные на сцене нашего большого состоялась заключительная премьера тюменской «Молодости» – постановка «Ветер в тополях» питерского режиссера Александра Баргмана. «"Героическая" комедия с одним затишьем» о проходящем, упущенных возможностях и огромном желании жить трех постепенно выживающих из ума стариков печалит и одновременно бодрит. Возможно, некоторому зрителю, вытирая влажный глаз, захочется поскорее встать и сделать свою жизнь более интересной.
Спектакль поставлен по пьесе современного драматурга Жеральда Сиблейраса «Ветер шумит в тополях». Выбор данного материала продиктован творческим вдохновением самого тюменского театра. Александр Баргман, как он сам признался, получил заказ, прочитал и полюбил эту французскую пьесу. Режиссер, известный в областной столице по спектаклям «Мольер», «Бог резни», «Карнавальная ночь», «Три товарища» и «Крейцерова соната», всегда ожидаем и хорошо принят местным зрителем. Артисты, занятые в постановке, ведущие – Сергей Осинцев, Сергей Скобелев и Александр Тихонов. Как только они появились на сцене в новой постановке, зритель не смог удержаться, актеров встретили затяжные аплодисменты, так что им пришлось сделать паузу, чтобы дать гостям театра немного успокоиться.
Сюжет спектакля прост – два 75-летних старика и их контуженный 63-летний товарищ, в прошлом участники Первой мировой войны, прозябают в доме престарелых, обсуждая последние новости, и изобретают себе занятия. За ворохом надуманных дел – страх немощности и осознание бесцельно прожитой жизни. В один прекрасный день хромой Рене (Сергей Осинцев), страдающий из-за контузии и железной пластины в голове припадками Фернан (Сергей Скобелев) и агорофоб Гюстав (Александр Тихонов) решают подняться на большой непреодолимый холм, где ветер шумит в тополях.
Автор пьесы Жеральд Сиблейрас в нашей стране пока не раскрученный. Хотя театральные ценители могли познакомиться с его творчеством на столичных подмостках. Около семи лет назад «Ветер и тополя» поставил московский «Сатирикон» под управлением Константина Райкина, двумя годами позже «Ветер шумит в тополях» выдал на Арбате – в театре имени Вахтангова – Римас Туминас. Тогда от критиков досталось всем – и режиссерам, и автору. Райкина упрекали в излишнем подтрунивании над «закидонами» стариков, их физиологией, Туминаса – в мрачной безысходности, Сиблейраса – в бульварной мелодраматичности.
Побывав на тюменской премьере этой постановки, можно сказать, что нашему зрителю повезло – в спектакле нет перегибов (болячки стариков не сводятся к сортирному юмору, а их внутренние переживания не убивают тоской-мухобойкой), как и строгих критиков.
В этом спектакле все роли главные, каждый из артистов довольно четко изобразил своего героя. В них есть доля трагичности, поэтому охарактеризовать персонажей, смачно наклеив ярлыки – трус, балбес и бывалый, – не получится. Все-таки как бы ни окрестили Сиблейраса россияне – это не грубое чтиво.
Артисты отыграли роли душевно. Можно было почувствовать волнение за будущее у Рене, желание уравновесить свое пустое прошлое у Гюстава, как можно дольше задержаться в настоящем у Фернана. Получилось убедительно, некоторых особенно впечатлительных зрителей тронуло до слез. Но, надо сказать, это не спектакль бумажных платочков – по большому счету особому унынию в нем нет места, если, конечно, заранее не придаваться меланхолии.
Важным персонажем здесь является образ собаки – каменной и молчаливой. Герои общаются с ней то ли ища в холодных глазах прощения, то ли понимания. Как и груз прожитых лет, они намерены взять ее в путешествие. Завоет ли в конце постановки животное от тоски, оживет ли и завиляет хвостом, а может быть, падет жертвой в чьих-то трясущихся руках?
Особенно хорошо получился второй акт – более динамичный, эмоциональный. В начале воздух пьесы был все-таки разряжен, и зрителю не сразу удалось подобраться к канве постановки, но постепенно он готов был в ней раствориться: французская музыка на фоне, интересные декорации, видеоряд, транслируемый в окнах террасы, как в большом телевизоре. Красиво выстроенный свет, позы актеров – спектакль хотелось фотографировать, особенно когда на сцене появились осенние листья. Но главное здесь – это игра актеров, их переживания. Именно на этом сконцентрировано все внимание.
Тюменская постановка Жеральда Сиблейраса «Ветер шумит в тополях» сама по себе нетороплива, поэтому неискушенному зрителю стоит подготовиться к этому заранее и не ждать киношных приемов и неожиданных действий. Этот спектакль предлагает спокойно подумать.
Фото: Фото Фрола Подлесного