Джордж «Наше всё» Лукас наконец определился с режиссером седьмой части «Звездных войн», премьера которой предварительно назначена на 2015 год. В самое большое кресло на съемочной площадке усядется главный голливудский «загадочник» Джей Джей Абрамс. Славен этот мужчина в первую очередь тем, что умудряется засунуть в один проект столько невероятного бреда, сколько до него не удавалось никому. Интерактивные игры с аудиторией в конце концов приводят к тому, что во вселенных, которые строит Абрамс, всегда больше вопросов, чем ответов. Оттого его авторские проекты, что называется, на любителя: кому-то нравятся головоломки, кто-то отторгает их на генетическом уровне. Однако, вышло так, что «Звездные войны» – не совсем проект Абрамса. «Всего лишь» режиссура однозначно определяет, что каждая мелочь так или иначе будет проходить через руки неуклонно стареющего пророка джедаизма. То есть развернуться со своей заумной символикой герою дня не дадут, зато дадут возможность воплотить в жизнь мечту миллионов: продолжить единственную сагу в истории кино. Что из этого может получиться, можно узнать из краткого обзора ключевых работ Абрамса, где он выступал не только режиссером, но зачастую и продюсером, и сценаристом, а если бы и потребовалось – и статистом.
Остаться в живых (2004-2010, сериал)
Самый непонятый проект последнего десятилетия, сериал «Остаться в живых» – первое телевизионное дитя Абрамса. Прорабатывая детали мира, в котором обитают герои, режиссер нащупал свой неповторимый стиль. Суть в том, что от серии к серии создатели накидывают на вентилятор всё больше той субстанции, которую метафорически принято туда кидать, и с объяснениями торопиться не собираются. Вывод большинства поклонников здорово сформулировал герой картины Кевина Смита «Зак и Мири снимают порно»: «Они то на острове, то не на острове, хрен их разберет». Сюжетную линию неслабо заносит на поворотах, но вкратце она сводится к тому, что вследствие авиакатастрофы горстка выживших пассажиров оказываются на загадочном острове, где происходит адская неразбериха с законами физики. В первых сезонах всё более-менее стандартно – нам рассказывают про героев и их прежнюю жизнь, их адаптацию друг к другу и «распределение прав и обязанностей». На пятом году вещания сериал превращается в нечто крайне любительское, поскольку разобраться в том, что на самом деле происходит и кто все эти люди, без бутылки решительно невозможно. Впрочем, фанатская база у полотна обширная: несмотря на то, что сериал три года как закончен, споры о его содержании идут до сих пор.
Монстро (2008)
Картина с оригинальным названием Cloverfield рассказывает об ужасном происшествии в Нью-Йорке, у которого нет ни завязки, ни развязки. Кратко: компания молодых людей предается веселью по случаю отъезда одного из друзей в Токио. Пока мальчик пакует чемоданы, а его девушка в отчаянии разрывает с ним отношения, на город нападают какие-то жуткие твари, от которых отпочковываются какие-то другие твари, которые хавают народ и заставляют покусанных жертв внезапно взрываться. В мегаполисе вводят режим ЧС, повсюду паника и хаос, что происходит – непонятно как героям картины, так и зрителям. Впрочем, технических вопросов нет: ну, пришествие инопланетян, морских монстров, апокалипсис и всё такое... Но есть одна деталь, которая держит потребителя за задницу: всамделишная ручная камера, которую штормит на поворотах. Никакая детальная картинка невероятного чудовища не сравнится с тем ощущением, если это чудовище вам будто показывают в режиме домашнего видео. Выход «Монстро» сопровождался первой в истории кино вирусной рекламой: герои фильма зарегистрировались на «Фэйсбуке», будто они реальные персонажи, промо-подготовка обеспечила ребят должными фотографиями и блогами. Но главное – это интригующие видеоролики, которые выстраивали сложный лабиринт на пути к официальному сайту проекта. Головоломку при желании можно найти в сети до сих пор.
Грань (2008-2013, сериал)
Действие сериала, недавно завершившего свое торжественное насилие над блестящими зрительскими умами, вращается вокруг специального подразделения ФБР под названием «Грань» и его агента Оливии Данэм. Однажды столкнувшись с необъяснимым, Оливия под надзором своего начальника Филиппа Бройлса формирует команду для расследования таких дел. События происходят в двух реальностях, которые раскололись с незначительной ошибкой прошлого одного из главных героев – доктора Уолтера Бишопа, который вместе со своим сыном работает на «Грань». Непонятного в сериале происходит достаточно для того, чтобы взорвать мозг поклонникам фантастического детектива. В «Грани» особая наука, особые люди, особые подозреваемые и особые методы решения проблем. И обстановочка особая: мало того, что Абрамс напичкал сериал уникальной глифической символикой, он еще и ввел туда батальон персонажей, загадочных настолько, что сам не смог придумать, как их объяснить. За него всю работу приходится делать бедному зрителю, который только-только оклемался от головоломок проекта «Остаться в живых».
Звездный путь (2009)
Действительно ощутимое достижения Абрамса как режиссера – перезапуск отвратительного, но оттого не менее культового старинного многосерийника «Звездный путь», что ранее считалось задачей неблагодарной. Франшиза, кстати, считается враждебной миру «Звездных войн»: фанаты обоих проектов почему-то яростно друг друга ненавидят и устраивают уместные и не очень холивары по этому поводу. Как бы там ни было, Абрамс показывает отличную хватку в вопросах действительно широкого, я бы сказала, широченного метра: освоить $150 млн и не растерять здравый смысл в вопросах эксплуатации фотонных торпед, – для этого нужны как минимум талант и стальные нервы. О чём вещает «Звездный путь», рассказывать, наверное, глупо: таких, кто не имеет ни малейшего представления о проекте, с каждым днем становится всё меньше. Для прочих стоит напомнить ключевые слова: корабль «Энтерпрайз», капитан Кирк, вулканец Спок, исследование новых миров. Кстати, в этом году выходит сиквел, где герои попадут в очередную эпическую историю со спасением мира, жизни и всего сущего в межгалактическом сообществе.
Супер 8 (2011)
Два года назад Абрамс решил с головой погрузиться в детство и поведать аудитории замечательный рассказ о том, куда приводят детские эксперименты с ручной камерой «Супер 8». Детишки, можно сказать, играют весь современный режиссерский бомонд: есть подрывник, ботаник, мастер звуковых эффектов (о реальных прототипах зритель должен догадаться самостоятельно). И еще есть поезд, который в момент съемки самой ответственной сцены решает сойти с рельс прямо на всю «съемочную команду». Дети не пострадали, но в одном из вагонов с маркировкой «Опасно для жизни» перевозилось нечто, которое благополучно покидает место аварии и начинает терроризировать городок. Детектив так и просится ребятам в руки, и они начинают собственное расследование, которое приводит к интересным последствиям. «Супер 8» – достаточно ностальгическая лента, чтобы принимать её слишком близко к сердцу, и в то же время приносит удовольствие, сравнимое разве что с поеданием теплого печенья и молока за чтением любимой книги. В эту картину Абрамс утащил всё, чем была богата старая фантастика с детьми в главных ролях и... просто позволил им быть самими собой.
Следует надеяться, что Джей Джей Абрамс сохранит этот детский запал к началу работы над седьмым эпизодом «Звездных войн», ведь каждому без исключения зрителю захочется увидеть в будущем продолжении ту частичку души, которая неизменно присутствует во всей франшизе еще с семидесятых. И чтобы мы с вами затянули громкое «NOOOOOOO!» не оттого, что Абрамс где-то налажает, а потому что у будущей премьеры десятилетия всё-таки ограниченный хронометраж.