Режиссер: Майкл Бэй
В ролях: Меган Фокс, Шайа ЛаБаф, Изабель Лукас, Джош Дюамель, Хьюго Уивинг, Майкл Пападжон, Джон Туртурро, Америка Оливо и другие.
21 июня, за три дня до официальной премьеры, в российский прокат попали «Трансформеры: Месть падших», многомиллионная картина Майкла Бэя, режиссера первой части фантастического киносериала по мотивам военной жизни пластиковых фигурок «Хасбро». Почему кинотеатры были забиты под завязку весь уик-энд и на что там было посмотреть – наиболее лаконично может ответить только название картины и симпатичный мальчик Шайа ЛаБаф с огромными от страха глазами.
Итак, заминка перед титрами первых «Трансформеров» гласит: «Автоботы, мы здесь». Через два года после военно-приключенческих событий люди и автоботы трудятся на агентство «Нест», организованное на руинах «Сектора 7». Они отлавливают в разных точках земного шара пакостных десептиконов и нейтрализуют их. Во время очередной операции умирающий экскаватор раскрывает планы мести Мегатрона, мол, смерти невинных «букашек» скоро наберут невиданный оборот.
Тем временем Сэм Уитуики, школьник, героически подорвавший энергетический куб в первой части, стал мужчиной (по публичным заявлениям его мамы) и собирается в колледж. В ходе сборов он перетряхивает шмотки со дня икс, и оттуда вываливается осколок куба. Упав этажом ниже, на кухню, он «оживляет» микроволновки, блендеры и прочую утварь. Кое-как расправившись с недоразумением при помощи старины Бамблби, которого, к слову, Сэм стоически бросает на произвол, потому что первокурсникам не разрешается иметь автомобиль, семья улетает в Париж. И не подозревает, что за ними установлена «слежка» с целью изъять осколок, который к тому же неведомым образом передал часть энергии Сэму, и теперь тот может читать книжки по астрономии за пять минут, а еще способен привести к самому мощному источнику энергии на планете.
Насчет последнего создатели решили не мудрить: если у брауновских персонажей все дороги ведут в Рим, здесь мы отправимся в Египет. И дурацкие препирания героев насчет расположения древней машины-убийцы выглядят вообще смешно. Но, опять же, приключения должны как-то начинаться.
Сюжет можно пересказать еще короче: бах, бабах, пиу-пиу, музыкальная тема «Трансформеров» 1984 года, тыдыщ, тыдыдыщ, занавес, аплодисменты. Поэтому сразу отговорюсь: «Трансформеры: Месть падших» – меткая голливудская инвестиция в развитие технологий по созданию спецэффектов, отрисовки персонажей, их физики и конструкции. Здесь вторая часть намного превзошла первую – капитальный перебор с боевыми сценами, однако безупречно отрисованными, сказывается даже несколько негативно. Также создатели взяли качественно новый уровень по части новых персонажей, особенно расы десептиконов, новых концепт-каров, хронометража и еще более глупого «человеческого» сопровождения войны.
Рефреном через весь фильм проходит детская проблема Сэма и Микаэлы: кто кому первым скажет, что любит. И тот, и другой умело инсценируют удобные ситуации: девушка в две секунды переодевается из байкерского прикида в романтическое платьице, но то ли дело Сэм – тот вообще притворяется трупом, лишь бы первым не облажаться. Война и немцы.
Короче говоря, на людей тут смотреть не нужно. Некоторые даже безобразны: взять хотя бы недоумка Лео, всюду истерящего на манер Руби Рода из «Пятого элемента» – за такого персонажа даже как-то неудобно становится.
Чтобы двухсотмиллионный проект не показался занудным, в него совершенно гармонично вплетается комедия. Мешающего всем советника президента почти принудительно скидывают с парашютом над Египтом. Десептикончик совершает понятные фрикции на ноге Меган Фокс и пищит, что будет верен своей «королеве войны». Отставной Симмонс, цепляясь за египетскую пирамиду, препирается с военачальником, предупреждая о скорой кончине «хреналиона людей» (тут надо выдать по медали дублерам), а потом вообще заявляет, что находится ровнехонько под причинным местом десептикона. Причинное место показывается. Подуставший за текущие два часа зал взрывается аплодисментами.
Смотреть здесь нужно на огромных высокотехнологичных роботизированных пришельцев: воюющих автоботов и десептиконов. И первым делом обращает на себя внимание размах, взятый создателями, и новые персонажи.
Главная фишка фильма – навороченный Оптимус, JetPrime, которого снабжает сердцем, мускулами и турбинами пылящийся в Музее авиации старый истребитель, который ковыляет с клюшкой и сыпет песком из турбин. Правда, милует свои присутствием отремонтированный Прайм уже под конец, но его участия уже хватает, чтобы окончательно не задремать.
Смеха ради на стороне автоботов появляются Skids и Mudflap, пришибленные братья-близнецы, трансформирующиеся в модели Chevrolet Beat и Trax (первые 10 минут фильма, до правительственного апгрейда, они изображают фургончики с мороженым). Также здесь принимают боевое крещение роботы женского пола Arcee (мотоциклы) и неимоверно крутой Sideswipe, трансформирующийся в принципиально новый концепт-кар от Chevrolet – Corvette Stingray, который так понравился разработчикам (кто еще не понял, это GT), что его планируют запустить в серийное производство.
В рядах десептиконов прежде всего на сцену выползает когда-то сверженный лидер Fallen, не очень ловко пытающийся разгромить планету для выживания своей расы, и приспешник Мегатрона Starscream, такой же неповоротливый и глупый. Довольно интересны трансформер Ravage – скелет пантеры, и слонообразный конструктикон Devastator, складывающийся из всей тяжелой техники египетской стройплощадки. Последнему по нелепому стечению обстоятельств просто отрывают голову, как месячному котенку. Подуставший за текущие два часа пятнадцать минут зал взрывается аплодисментами.
Мы, может, сами не замечаем, что превращаемся в свидетелей новой истории, пусть уже не кинематографа, не комиксов и аниме, настольных игр, фантастических сериалов. Это история промышленного и графического дизайна, с каждым годом растущих на три головы вверх. Мы переводим телефон в режим вибрации, чтобы посреди сеанса он не крикнул «Кирк вызывает Энтерпрайз», и заходим в кинотеатр посмотреть, как умные сотрудники студий отработали механизм трансформации (так, чтобы было видно, куда какая деталь убирается) и на автомобили будущего от вот-вот канущего в бизнес-лету General Motors.
А ведь больше ничего принципиально нового мы там не увидим. Оно там и не нужно. И без живой актерской игры это чертовски красиво. Красивей, чем с ней.