Весной 2024 года ученые ТюмГУ запустили ряд экспериментов, чтобы выяснить, заменит ли искусственный интеллект преподавателя. Так как преподаватель — сложная фигура в образовательном процессе, вначале обозначили, что именно из его задач можно доверить искусственному интеллекту.
— Мы выделили пять функций преподавателя и каждую из них разложили на отдельные задачи. Сами функции очень масштабные, а по отдельным задачам уже можно судить, кто лучше с ними справляется — преподаватель или искусственный интеллект, — и принимать решения. Например, стоит ли переложить какие-то из этих задач на цифровые сервисы, — сообщила директор Школы образования и Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ Ульяна Раведовская.
В итоге студенты довольно слабо пытались взаимодействовать с искусственным интеллектом. Они обращались к ИИ не так активно, как ожидали экспериментаторы.
— Еще мы столкнулись с тем, что искусственный интеллект не обладает эпистемическим авторитетом: ответы, которые студенты получают от него, для них значат существенно меньше, чем полученные от человека со статусом профессора. Вопросы, сформулированные искусственным интеллектом, студенты легко игнорируют. И еще один наш вывод: студенты не умеют вопрошать. В образовательной системе от них это обычно не требуется — если они ничего не спрашивают, никого это не беспокоит, — пояснила Ульяна Юрьевна.
Началась вторая волна экспериментов с более широким охватом студентов, в ней ученые проверят ряд гипотез. В частности, теперь в экспериментах участвуют курсы по математике и истории России, которые изучают по две тысячи студентов Тюменского государственного университета. Такие дисциплины есть в большинстве университетов, а значит, результаты могут быть тиражированы.
Кроме того, в ТюмГУ стремятся разрабатывать R&D-проекты в теме «ИИ в высшем образовании». Чтобы получить объемный результат, потребуется много экспериментов, большая команда. Поэтому тюменские исследователи приглашают к сотрудничеству коллег из разных университетов. В работу уже включились специалисты из МГПУ, ТГУ и ЮФУ.
Некоторые курсы из первой волны экспериментов уже представляют собой полноценные ИИ-продукты, и есть готовность передавать их в другие учебные заведения. Например, внешний заказчик уже появился у курса по дизайн-мышлению.