Математика. Одни называют ее царицей наук, другие — своим ночным кошмаром. Пропущенная тема в пятом классе может вылиться в вечные «хвосты» и даже стоить бюджетного места в вузе. Летом 2022 года педагоги известного на всю страну 31-го лицея из Челябинска запустили специальные курсы, чтобы помочь школьникам с 4-го по 7-й класс восполнить пробелы в знаниях и подружиться с трудным, но таким необходимым предметом. Ученики продолжают встречаться онлайн каждую неделю: решают задачи и вместе разбирают сложные темы. Для желающих присоединиться в этом году открыли новый набор. Это отличный шанс спокойно подтянуть все, что накопилось за учебный год, а также заложить крепкую базу на следующий. И самое главное: обучаться по программам знаменитого лицея, входящего в тройку лучших школ России, могут ребята не только из Челябинска, но и из других регионов. В том числе — из Тюмени и Тюменской обрасти.
Как проходит учебный процесс, кому в первую очередь стоит идти на новый курс и почему к челябинским наставникам записываются в том числе ученики из столицы — рассказывает преподаватель 31-го лицея и онлайн-школы «Инвариант», педагог с 26-летним стажем Оксана Геннадьевна Гаврилова.
— Оксана Геннадьевна, первый поток в онлайн-школе стартовал полтора года назад — что говорят ученики и родители, какие можно отметить успехи?
— Многим действительно удалось подтянуть школьную успеваемость, и наши педагоги, и родители, и сами ребята замечают прогресс. несколько учеников 5-го и 6-го класса по результатам обучения в нашей школе и очного собеседования поступили в физико-математический лицей № 31.
— Возможность учиться у педагогов 31-го лицея — это действительно здорово, сюда многие стремятся попасть. Наверняка на дистанционный курс записалось много желающих из других школ города и области?
— Да, более того — у нас на курсе собрались ученики из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Тюмени, Красноярска, Краснодара, Минска. Немало и южноуральских ребят: из Копейска, Южноуральска, Снежинска, Миасса и Магнитогорска. Очень рады, что нашу школу знают и ценят не только в родном Челябинске. С 2020 года лицей активно развивает технологии для дистанционного обучения — благодаря этому к нам сегодня может присоединиться ученик из любой точки страны.
— И все-таки, не проигрывает такой формат очному? Удобно ли ребятам учиться онлайн?
— Поначалу были сложности, многое нужно было освоить: новую платформу, формат уроков и домашних заданий, процесс обучения, правила школы, требования учителя. Но хочу отметить, что педагоги обязательно учитывают возраст ребят: пятиклашкам, например, еще тяжеловато сохранять серьезный настрой во время трудного урока. У них занятия проходят в легкой форме, даже в игровой, преподаватели периодически проводят онлайн-игры и викторины. При этом на курсе уже прошли те темы, которые в школе изучаются только в конце учебного года. Ученики 7-го класса относятся к учебе более серьезно: они прошли не одну контрольную, где-то в недалеком будущем уже маячит ОГЭ — дети готовы учиться, решать, тренироваться, чтобы потом не пришлось догонять в 10 раз больше.
— А как обстоят дела с дисциплиной, «посещением» лекций, домашними заданиями?
— Домашние задания выполняют, а как еще? У меня попробуй не выполни (смеется), мои ученики поймут. В тех случаях, когда ученик систематически перестает посещать занятия или выполнять домашнюю работу, мы обязательно сообщаем родителям, спрашиваем, в чем причины. Также родители всегда могут ознакомиться с результатами проверенных домашних заданий: вовремя ли ученик прислал работу и все ли правильно сделал.
— На курсе есть разные направления: математика олимпиадная и углубленная. Чем они отличаются?
— Многие родители спрашивали у нас: а что выбрать? Если хотите развивать логику и пробовать участвовать в олимпиадах — олимпиадная математика, если важна школьная программа, хорошее понимание, отличная база для дальнейшего обучения — углубленная математика. Были и те, кто выбирал оба направления.
— С каким уровнем ребята собрались на курсе? Не сложно ли «середнячкам» рядом с отличниками?
— Ребята пришли разного уровня, да. Но у нас небольшие группы, и у каждого есть возможность пообщаться с учителем, задать вопрос — на уроке всегда можно включить микрофон. Так что даже те, кто раньше отставал по программе у себя в школе, довольно быстро втягиваются. Очень помогают в отслеживании прогресса домашние задания. Мы не привлекаем для работы сторонних людей — кураторов, как это нередко бывает в онлайн-школах. Все работы своих групп проверяем самостоятельно: я хочу всегда быть в курсе, как мои ученики поняли тему на уроке, какие есть слабые места.
— Какие темы вызывают самые большие затруднения?
— У каждого индивидуально. Пропустить даже одну тему в математике — чревато, потому что всё взаимосвязано, и дальше пробелы нарастают как снежный ком. Бывает, ученик не понял тему в 5-м классе, а это аукнулось через месяц, год или даже на итоговых экзаменах. Мы всегда напоминаем ученикам, что нужно задавать вопросы сразу же, чтобы потом ошибка не тянулась бесконечно.
— При этом курс выходит за рамки стандартного школьного, темы еще сложнее и глубже?
— Самое главное — что мы идем по программам 31-го лицея. В 6-м и 7-м классе это, конечно, сложнее: расхождения в темах с другими школами начинаются уже с 5-го класса. Но уровень заданий всегда выше, чем в других учебниках не профильного уровня. Это если говорить про углубленную математику. На курсе олимпиадной математики на практике мы вообще не пользуемся учебниками — только личный опыт, наработанный лицеем с многолетним стажем в олимпиадном направлении. Преподаватель выезжает на математические сборы учеников со всей России, математические турниры, работает с одаренными детьми на сменах в образовательном центре «Сириус», то есть постоянно находится в этой сфере.
— Детей ведь учат не просто решать задачки — а думать, доказывать, размышлять?
— По поводу развития мышления — конечно! Напомню слова великого Михаила Васильевича Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Несмотря на то что мы вынуждены подстраивать программу школы под ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, никто нам не мешает давать ученикам чуть больше, чтобы распробовали, почувствовали вкус этой великой науки.
— Почему решили запускать курсы в середине учебного года? Насколько они пересекаются с годовыми, стартующими в сентябре, на кого рассчитаны?
— Когда мы запустили курс в сентябре, нам потом еще долго продолжали писать и звонить родители с вопросами, можно ли присоединиться. В первые недели мы принимали новых учеников, но вскоре стало понятно, что догонять прошлые темы тяжело. Да, все записи и материалы уже прошедших уроков доступны к просмотру, но представьте объем информации: сколько часов нужно просидеть перед компьютером, чтобы разобраться во всем самостоятельно? Пропустить неделю, даже месяц еще можно, но вот дальше… Помимо этих занятий нужно же еще и в свою школу ходить, дополнительные кружки посещать, да и просто отдыхать.
Решили помочь тем, кто узнал о нас чуть позже, или кому не подошло время занятий. Тем более впереди конец учебного года, пора обязательных переводных контрольных и экзаменов. Ученики хотят наработать хорошую базу перед следующим годом как по школьной программе, так и в олимпиадном направлении — поэтому мы набираем новые группы. Занятия проходят по зарекомендовавшим себя учебным программам лицея № 31.
— Как будут проходить занятия? И что делать, если не получилось присутствовать онлайн?
— У нас есть платформа, на которой собраны все записи уроков, скрипты и конспекты урока. То есть в любой удобный момент можно посмотреть и разобраться в темах, а после — задать все интересующие вопросы учителю. Есть дети, которые в какой-то из дней не могут присутствовать онлайн, поэтому смотрят в записи. На результаты это не влияет, если ученик подходит ответственно: просматривает конспекты и записи, задает вопросы.
На олимпиадной математике для 5–7-го класса будут не только лекции, но и практические занятия: в начале урока педагог выкладывает условия задач, ученики решают в своем темпе и по очереди переходят в личную конференцию с учителем, где общаются по решенным задачам. Результаты практического занятия также отражаются в рейтинге ученика, которые находится в доступе у родителей.
— Домашние задания будут?
— Обязательно. Это главный способ отработки темы для ее понимания. За 50–60 минут невозможно прорешать столько, чтобы выработался навык и отложилось в голове. Обязательно проверяем решения учеников и даем обратную связь.
— Когда начинаются ближайшие занятия, и как на них попасть?
— Новый поток запускаем 29 января, сейчас самое время присоединиться. На сайте нашей онлайн-школы можно почитать подробнее о программах и преподавателях. По всем вопросам звоните по телефонам +7 (978) 668-24-15, +7 (995) 982-43-41 и +7 (951) 785-18-17.
Онлайн-школа «Инвариант»:
www.invariant-online.ru;
«ВКонтакте»;
«Телеграм».
ИП Алексеева Светлана Николаевна, www.invariant-online.ru