В течение четырех дней в институте социально-гуманитарных наук (СоцГум) ТюмГУ проходила осенняя школа «Человеческое, слишком нечеловеческое: наблюдаемый, наблюдатель, поле, город». Это был междисциплинарный симбиоз антропологии, истории и философии.
Стоит отметить, имеющийся сегодня запрос молодого поколения на изучение данных наук. Доказательством тому является полный набор в приемную кампанию 2022/2023 в ТюмГУ на новые образовательные программы бакалавриата «общество и окружающая среда» и магистратуры «исследования антропоцена: социальное измерение экологических вызовов», реализующиеся в антропошколе, и в практико-ориентированную магистратуру «концептуальная урбанистика» в СоцГум.
— Первое мероприятие нашей зеркальной лаборатории прошло в декабре прошлого года в Санкт-Петербурге. Нынешняя осенняя школа посвящена социальной антропологии, городу, полевой работе в окружающем нас ландшафте. Как наука социальная антропология восходит к этнографии, но сейчас это больше, чем этнография. Это наука о людях в их групповом виде, изучающая человека как социальное групповое существо, — рассказал Федор Корандей, старший научный сотрудник лаборатории исторической географии и регионалистики ТюмГУ.
«Сегодня стало понятно, что все люди по отношению друг к другу туземцы, и каждый из нас может сказать: "Люди немножко отличаются друг от друга"»
Различия, которыми человеческое общество в любом виде пронизано, — профессиональные, национальные, культурные, религиозные, гендерные, — и призвана изучать социальная антропология. Сегодня антропология расширила свой объект до множества других групп: изучаются истории, связанные с городской жизнью, а также экономический, социальный, политический слои современного бытия.
На школе слушатели — ученые и студенты — узнали о том, как нестандартно вели себя космонавты в космосе и в чем была причина подобных поступков, а также насколько велика сила литературных грез (например, как после книги Чернышевского люди стали вести себя подобно Рахметову). А еще — в чем различие трех больших парковых зон Тюмени, как концептуализируются место и пространство в антропологии и многое другое.
— Я очень рада, что существует такая форма сотрудничества, как подобные школы. Она очень нужна. Потому что все, кто серьезно занимается сейчас наукой и образованием, от профессоров до бакалавров, чрезвычайно перегружены. Каждый живет в своем мирке со своими дедлайнами, в своей тематике, в своих амбициях. А такие выездные школы позволяют переключиться, пообщаться и вдохновиться опытом других коллег, подзарядиться. И когда мы выходим из привычных рамок, то взаимообогащаемся, — прокомментировала руководитель зеркальной лаборатории НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Татьяна Борисова.
На своем выступлении Татьяна Борисова говорила о литературных сценариях перерождения человека в городе у Чернышевского и Достоевского, которые влияли на реальные события в Петербурге 1860-х.
Николай Ссорин-Чайков, доцент департамента истории НИУ ВШЭ, отметил, что школа посвящена тому, как студентам-бакалаврам, магистрантам и аспирантам можно развивать свои проекты на основе переднего края антропологии и истории.
— И студенты, и аспиранты за счет такого общения понимают, что такое «взрослая» исследовательская кухня, из чего она состоит, — сказал он.
Кроме того, школа — редкая в последние годы удача ученым и студентам встретиться офлайн.
— Мне кажется, что сегодня, когда возможность исследователей общаться «порвалась», подобного рода события имеют особую ценность. Мы можем не просто рассказать друг другу какие-то вещи — сама возможность встречаться офлайн, шутить, задавать вопросы — это уже по нашим временам величайшая ценность: смотреть друг другу в глаза, не боясь заразиться, пожимать друг другу руки. Коворкинг СоцГума для нас сегодня — пространство надежды, — сказал Денис Сивков, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии Института общественных наук РАНХиГС.
Михаил Агапов, ведущий научный сотрудник лаборатории исторической географии и регионалистики ТюмГУ, рассказал о магистерской программе «Концептуальная урбанистика».
— Для нас важно, что урбанистика — междисциплинарная область, очень динамично развивающаяся. И для магистерской программы нам необходимо создать такую площадку, на которую мы могли бы привлечь специалистов из разных областей знаний. Здесь люди с большим опытом полевых исследований и теоретических концептуализаций. Нам важно свести их вместе, чтобы получились диалог и дискуссия, обмен опытом. Это такой котел, в котором нам всем полезно повариться. Важно, что мы привлекаем исследователей. А исследователь — это и студент, и преподаватель, и даже независимый человек. Мы живем в Тюмени, видим, как город застраивается, меняется на глазах, создаются новые городские активности. А университет должен быть лидером процессов изменения городского пространства и осмысления этих изменений, — сказал Михаил Агапов.
В большом городе у человека есть два страха — «будут смеяться» и «не заметят». По словам участников школы, на семинаре эти страхи были преодолены.
Школа проводилась по научно-исследовательскому проекту «Переосмысливая историю модернизации в имперской России и СССР: парадигмы освоения и развития как практика и языки социального и политического воображения» в рамках проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ.
Узнать подробнее об образовательных программах ТюмГУ можно на сайте utmn.ru.