Тюменская область вошла в десятку пилотных регионов страны, где с 1 апреля в школах начался эксперимент по внедрению в штат образовательных учреждений новых должностей. У директоров появились еще одни заместители — так называемые «навигаторы детства». В Тюменской области к своим обязанностям приступили 138 «навигаторов детства», сообщили в региональном департаменте образования.
К реализации проекта привлечены Министерство просвещения, Федеральное агентство «Росмолодежь», администрация президента России и Российское движение школьников. Операторами проекта «Навигаторы детства» на территории региона выступают департамент образования и науки совместно с департаментом физкультуры, спорта и допобразования. Сам проект является составной частью федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и реализуется в тесном взаимодействии с региональными подразделениями вовлеченных федеральных ведомств. Координирующие функции проекта «Навигаторы детства» возложены на Российское движение школьников.
— Советнику по воспитанию предстоит вовлечь ребят в интересную деятельность в масштабах школы, региона и целой страны. Например, участие ребят в проектах российского движения школьников дает им возможность почувствовать себя частью большого государства, где детская инициатива поддерживается. А на этой инициативе и будет выстраиваться новое содержание воспитания. Также «навигаторы детства» будут осуществлять координацию деятельности различных детско-молодежных общественных объединений и организаций (ЮИД, Юнармия, Волонтеры-медики, АВЦ, РСМ, РСО, Волонтеры Победы, поисковое движение России, СПО ФДО и др.), где также немаловажны выявление и поддержка социальных инициатив школьников, — рассказала 72.RU исполнительный директор Российского движения школьников (РДШ) Ирина Плещева.
Кто будет «навигатором детства»
В числе необходимых компетенций советников — опыт педагогической работы, включая вожатскую деятельность. Очков будущим наставникам добавит участие в реализации проектов РДШ или работа с детскими объединениями.
— Одним из важнейших критериев отбора был навык умения не только слушать, но и слышать детей, быть с ними в едином информационном поле, выстраивать с ними диалог и их учить диалогичности. Неотъемлемый критерий «навигатора детства» — его харизма и энергия. Взрослый — пример ребенку, если в нем самом нет любознательности как ценности, двигающей вперед, то и в детях он пробудить любознательность не сможет. Диалог может быть лишь тогда, когда учитель уважает ребенка как субъект образования, относится к нему не как к объекту. Хочется верить, что нам удалось выбрать самых лучших и интересных советников по воспитанию для наших школьников, — говорит Ирина Плещева.
На реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание», в рамках которого будут работать новые сотрудники школ, до конца 2024 года из бюджета планируется потратить 13,6 миллиарда рублей.
Замполит для школы
С учетом того, что деятельность «навигаторов детства» будет направлена на воспитательную работу, а определять ее ключевые направления будут в Росмолодежи и администрации главы государства, есть опасения, что подростки будут подвергаться в школе политической обработке под видом патриотического воспитания. Сами же «навигаторы» будут кем-то вроде армейских замполитов. В РДШ такие подозрения отвергать не стали.
— Росмолодежь является нашим давним добрым партнером по линии работы с молодежью, поэтому, конечно, они вовлечены вместе с нами в реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Администрация президента оказывает поддержку в реализации всех национальных проектов. И национальный проект «Образование», в который входит федеральный проект «Патриотическое воспитание», не исключение. Более того, было бы странным, если администрация президента не курировала приоритетные вопросы, связанные со стратегией развития воспитания в России, к которым относится гражданское патриотическое воспитание, — убеждена Ирина Плещева.
Полный курс подготовки «навигаторов детства» включает в себя шесть модулей. Пять из них прошедшие предварительный отбор претенденты изучают дистанционно. В их числе «Государственная политика в сфере образования», «Негативные явления в подростково-молодежной среде, информационные угрозы» и ряд других. Шестой образовательный модуль пройдет в очном формате в Международном детском центре «Артек». Он завершится в августе. В общей сложности 1 сентября в российских школах приступят к своим должностным обязанностям 2,5 тысячи «навигаторов детства». Конечная цель проекта — появление наставников-воспитателей в каждой российской школе.
Мы уже рассказывали о том, что классных руководителей и сейчас просят негласно присматривать за своими учениками и их страничками в социальных сетях. Сведения о «подозрительных» подростках они направляют социальным педагогам школ. Тем временем недавно сотрудники РУ ФСБ России задержали 17-летнего школьника. Он рассылал знакомым видео со стрельбой и грозился устроить теракт в своей школе. В минувшем году массовое убийство в учебном заведении планировал устроить чикчинский школьник. Суд отправил молодого человека на принудительное лечение.
Должна ли школа воспитывать патриотизм?