После трагических событий в казанской гимназии, где 11 мая расстреляли детей и учителей, мы поговорили с сотрудником тюменской школы. И выяснили, как обстоят дела с пропускной системой и безопасностью учеников. На какие проблемы необходимо обратить внимание, пока не слишком поздно? Наш собеседник — молодой учитель. По понятным причинам заявлять о проблемах в родной школе открыто он не стал, чтобы не лишиться работы. Далее — его анонимная колонка от первого лица.
Я работаю в школе уже четыре года. За всё это время в стране произошло немало трагедий, связанных с учениками. И каждый раз правительство выражает свои соболезнования и призывает усилить меры безопасности. Увы, но как правило, хватает нас ненадолго. Что-то подсказывает, что и в этот раз трагедия даст лишь временный эффект. К примеру, после истории в Керчи, где молодой парень расстрелял студентов политехнического колледжа, в Тюмени немного взбодрили охранников. Они старались не пропускать посторонних в школы. Но со временем, когда этот зверский случай подзабылся, все как будто снова расслабились. И лишь пандемия сыграла важную роль: вход в здания закрыли абсолютно для всех, кроме детей. Правда, сейчас пропускной режим уже начинает «сдавать». Люди перестали бояться. И всё начинает постепенно возвращаться на круги своя.
В большинстве школ охранники — это пожилые люди. Они не способны защитить детей в случае ЧП. Не потому, что им лень, а из-за отсутствия физической подготовки. Был случай у нас пару лет назад. На территорию школы пробрался наркоман. Он подглядывал за девочками. Когда его застукали, незнакомец бросился бежать. Думаете, наш пенсионер-охранник помчался за ним? Нет. За этим извращенцем побежал я. Поймал, привел в школу и держал, пока не приехала полиция.
Другую историю, которая привела меня в шок, рассказала мне родительница. Она водит второго ребенка в другую школу. С ее слов, она однажды спокойно пронесла мимо рамки металлоискателя и охранника огромный нож. Никто и не подумал задать ей, казалось бы, напрашивающийся вопрос. Конечно, у женщины не было мысли напасть на кого-то, она просто несла нож, чтобы порезать пироги для детей. Но сам факт, что пронести оружие в учреждение так легко, возмущает.
Безусловно, можно объяснить, почему на таких важных постах сидят старики. Никто, кроме них, за низкую зарплату не захочет работать. Но и с этих людей нельзя снимать ответственности. В моей школе во время учений охранник не смог сориентироваться и не нажал тревожную кнопку. Для понимания — она там всего одна. Или другой пример. Приехали мы с ребятами на соревнования в другую школу, на пропускной никого не было. Мы не стали проходить, поскольку не знали наверняка, где находится актовый зал, но и докричаться до охранника тоже не могли. Лишь спустя какое-то время к нам подошла женщина, неодобрительно посмотрела и указала, куда идти. Это счастье, что в Тюмени не происходят нападения в школах.
Проблема не только в охране, но и в обеспечении безопасности детей в целом. Учителям не объясняют, как действовать в таких экстренных ситуациях. Что делать, если в класс зайдет вооруженный подросток? Как спасти детей? Как успокоить? Как самому не паниковать? Таких тренингов с нами не проводят. Единственные уроки безопасности у нас — это учебная пожарная эвакуация. Зачастую она проходит лишь на бумаге, когда учителя из-за занятости просто ставят подпись в журнале. Мол, состоялась.
После историй с нападениями на школы родительские чаты буквально взрываются сообщениями: «Запретите все компьютерные игры!», «Лучше следите за хулиганами». Агрессивные подростки есть. Они всегда были! У нас с ними плотно работает социальный педагог. И не только с ними, но и их законными представителями. Скажу честно: зачастую родители сами виноваты в поведении своих детей. Да, иногда подросткам не хватает внимания, и поэтому они начинают «проявляться» в школе: могут встать посреди урока и творить всё, что в голову придет. Будто всем своим видом кричат: «Посмотрите на меня, увидьте, вспомните, что я существую!»
А бывает и так, что родители взращивают у своих же детей ненависть к школе. Это происходит, когда они учат их качать права. Приведу пример. Итоговый экзамен, ученик пользовался шпаргалкой (хотя правилами это запрещено) и в конце концов попался. Учитель удалил его с экзамена, как и прописано в инструкции. В итоге ученик устроил скандал, позвонил маме, а та — сразу в департамент. Они начали качать свои права, хотя родитель должен был объяснить ребенку, что тот действительно поступил неправильно, против правил. Но в итоге она только настроила ребенка против учителя и школы в целом. Думаете, ученик все-таки осознал свою ошибку? Конечно, нет. Он, как и его мама, до последнего делали вид, что правы. И, думаю, вместе дружно ненавидели школу.
Нужно не только усиливать меры безопасности, но и правильно воспитывать детей: с правильными ценностями, с уважением ко взрослым и сверстникам.
Согласны с автором?