В Москве между министрами образования России и Белоруссии Андреем Фурсенко и Сергеем Маскевичем прошло обсуждение перспектив развития общего образовательного пространства Союзного государства.
Совместный договор между Россией и Беларусью, подписанный 25 декабря 1998 года, определил, что граждане обоих государств имеют равные права на получение образования, а выпускники школ на равных могут поступать в вузы Москвы, Минска, Могилева, Смоленска, Бреста и Санкт-Петербурга. Абитуриенты союзных государств имеют возможность поступать на бюджет, получать стипендию и жить в общежитии. Дипломы выпускника вуза соседней страны не нужно подтверждать.
Между Россией и Беларусью в сфере образования на данный момент заключено около 300 договоров о сотрудничестве. «Положениями этих документов предусмотрены условия, которые обеспечивают реализацию равных прав граждан двух стран на доступное и качественное образование на всем образовательном пространстве Союзного государства», – приводит слова Андрей Фурсенко «Российская газета».
Министр образования Беларуси Сергей Маскевич подвел итоги встречи «СОЮЗ»:«Наша общая с Россией задача – наполнить соглашение о сотрудничестве в сфере образования новым содержанием, придать динамику этому взаимодействию.
Во-первых, речь идет о совместной разработке единых стандартов среднего образования и систем измерения знаний и умений школьников, а также учебных программ по отдельным общеобразовательным предметам с использованием планшетов, ноутбуков».
Министр сообщил, что было принято решение собрать группу специалистов: теоретиков и практиков, школьных педагогов, методистов, ученых, которые проанализируют и соотнесут образовательные стандарты двух стран, вычленят общее и разное.
«Итогом этой работы должна стать некая унифицированная образовательная программа, которую будут апробировать в двух или четырех областях России и Беларуси, выбранных в качестве инновационных интеграционных площадок для проведения эксперимента», – пояснил Маскевич.
Министр образования Беларуси считает, что необходимо усилить взаимодействие наших стран и в IT-сфере. «Нужны многофункциональные обучающие программные средства, которые интегрируют классические учебники с электронными, уникальные методики педагогов, ресурсы удаленного доступа и удобство интерфейса. С нового учебного года у нас будут реализовываться два экспериментальных проекта: первый – по использованию в учебном процессе электронных планшетов, второй – по их программному наполнению. Мы планируем использовать опыт России, в частности московских школ, в которых не первый год идет эксперимент по внедрению электронных программных средств обучения, разработанных компанией Intel», – сказал он.
Сергей Маскевич рассказал, что для Беларуси актуален вопрос о расширении подготовки кадров высшей квалификации в вузах и научных центрах России по дефицитным специальностям.
«Сегодня в аспирантурах и докторантурах российских вузов обучаются свыше 20 белорусских ученых, в основном в Балтийском федеральном университете им. И.Канта, Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, Российском государственном педагогическом университете им. А.Герцена, Смоленской академии физической культуры, спорта и туризма. Полагаем, это взаимодействие может быть более системным. Единый рынок труда должен стать преимуществом, а не разделять две страны. Желание людей заработать, получить не только современную специальность, но и новый опыт, знания – это объективная реальность, которую нужно уметь правильно использовать», – заявил он.
По материалам «Российской газеты».