На сегодняшний день ведется интенсивная разработка новых стандартов для старшей школы. Большинство специалистов выступают за многоуровневую систему изучения школьных предметов. Независимыми группами авторов Российский академии образования подготовлено два варианта проекта.
Первый вариант стандартов содержит три уровня изучения предметов: интегрированный, базовый и профильный. Школьник самостоятельно делает выбор между этими уровнями в отношении 9-10 дисциплин. Обязательными для изучения являются русский язык, математика, ОБЖ, физкультура и «Россия в мире» (на интегрированном уровне). Также каждый учащийся обязан выполнить «Индивидуальный проект».
Второй вариант стандартов отличается тем, что имеет только базовый и профильный уровни, а количество дисциплин должно быть не меньше 11. Он не имеет предмета «Россия в мире». ЕГЭ сдают лишь те, кому необходим рейтинг для поступления в вуз. Остальные могут ограничиться обычным экзаменом. Учебная неделя официально составляет не 46 часов.
Специалисты не исключают и третий вариант стандартов, который учтет претензии к первому и второму. Планируется, что стандарты для старшей школы будут приняты не раньше 2020 года. Первыми учениками, опробовавшими на себе эту систему, станут первоклассники 2011 года.
«Российская газета» выяснила мнение о стандартах у министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: «Четыре предмета – ОБЖ, физкультуру, курс «Россия в мире» и подготовку индивидуального проекта – предлагается сделать одинаковыми для всех старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для всех уровне. Для каждого ребенка обязательно чистить зубы по утрам и вечерам. Но ведь это не значит, что основное, чему надо учить ребенка, – это чистить зубы! Физкультура не может быть основным предметом в школе. Но мы должны добиваться того, чтобы независимо от того, кем хочет стать школьник – гуманитарием, технарем, инженером или рабочим, – он должен быть здоровым. Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов, с учетом вышеназванных. Предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек – гуманитарий, то не надо ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с другими общеобразовательными предметами».
Почетный работник общего образования РФ Елена Подгорная поддерживает реформу: «Моему внуку 13 лет. И я хочу, чтобы к моменту его поступления в 10-й класс обучение велось по новым стандартам. Возьмем план московских старшеклассников: в нем 19 предметов. Вот урок физики. Из 25 человек лишь 3-4 заинтересованы в этом предмете – хотят заниматься наукой или пойти в инженеры. Остальные физику не учат и даже не собираются. Или урок химии. Тут 4-5 интересующихся учеников. Они хотят быть врачами или фармацевтами. На литературе тоже работают 5-7 «заправских» филологов. В старшей школе учится примерно миллион ребят. И каждый должен знать принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК? Или синус и косинус двойного аргумента? Интересно, учителя литературы помнят, что это такое?»
По материалам «Российской газеты»