Клиенты банков постоянно сталкиваются с тем, что при получении кредитов им приходится оплачивать различные дополнительные услуги. Зачастую это выливается в крупную сумму. Тюменец Александр Горбунов этим летом создал интересный судебный прецедент, который может серьезно повлиять на работу российских банков, выдающих кредиты. Мужчина отсудил крупную сумму денег за то, что ему при оформлении кредита навязали страховку. Александр Горбунов рассказал журналисту 72.ru, как ему удалось выйти победителем из судебной тяжбы с банком. Публикуем его историю от первого лица.
В марте 2017 года мне срочно понадобились 200 тысяч рублей. Такой суммы у меня не было, поэтому пришлось брать кредит. Для этого я отправился в тюменское отделение одного из популярных банков. Сотрудница, оформлявшая кредит, сказала, что для заключения сделки надо оформить договор о страховании жизни клиента. Я сказал, что мне такой документ не нужен, так как уже имею один кредит и такой договор уже заключал.
Девушка пояснила, что страхование клиента является обязательным условием для предоставления кредита. В итоге мне пришлось подписать договор о страховании. Успокоили слова, что если я захочу отменить страховку, то по закону могу на следующий день написать заявление и вернуть деньги, которые «упадут» на лицевой счет кредита.
Мне оформили кредит — 248 тысяч рублей на четыре года, 48 тысяч из которых была плата за страхование. Самое интересное, что страховку включили в сумму долга и по ней тоже начисляли проценты.
На следующий день, 21 марта, я написал заявление на имя управляющего филиалом банка о возврате страховой премии, а также о расторжении договора страхования. Попросил вернуть мне плату за включение в число участников страхования в размере 48 462 рублей. Тут стоит отметить, что договор страхования заключался не лично со мной, а между банком и страховой компанией, которая подконтрольна банку, а я лишь включался в этот коллективный договор.
В начале апреля мне пришел ответ от банка, в котором говорилось, что у банка «не имеется правовых оснований для удовлетворения требования по возврату страховой премии, уплаченной банком». Мне предложили для отключения от программы страхования обратиться в банк, так как непосредственно мной и страховой компанией договор не заключался. Проще говоря, отказали.
Причем я написал еще и заказное письмо в головной офис, в Москву. Оттуда тоже пришли отказы. Простая отписка. Получается, что работник банка не так донесла до меня информацию?
Я отложил решение этой проблемы в долгий ящик и начал исправно ежемесячно платить за кредит. Через год я решил погасить его полностью. В марте 2018 года я внес 239 822 рубля. До этого я каждый месяц стабильно выплачивал 9404 рубля. Получается, что после взятия кредита на 248 тысяч я, погасив его заранее, отдал банку порядка 359 тысяч рублей.
Такая сумма обусловлена тем, что в мою задолженность входила еще и плата за страхование. Это тоже увеличило процентную ставку и итоговую сумму, которую я должен был выплатить банку, чтобы погасить кредит. Банк насчитывал процент за кредит не на 200 тысяч, а за 248 тысяч рублей. Также при оформлении кредита с меня взяли порядка 10 тысяч рублей за включение в коллективный страховой договор.
По сути, заплатил ни за что. Не вышел какой-то техник и не подключил мне страховку. Просто сотрудник поставил галочку, после чего деньги снялись со счета. Почти 10 тысяч рублей за то, что банк включил меня в договор со своей же страховой компанией!
Мне посоветовали адвоката Тюменской межрегиональной коллегии адвокатов, который занимается решением подобных вопросов. Так я встретился с Дмитрием Демченко, который помог составить исковое заявление, а также представлял мои интересы в судах первой и апелляционной инстанции. В суд мы подали 4 апреля 2018 года.
Представители банка на судебные заседания не являлись. Они написали лишь отзыв на иск, в котором заявили, что не согласны с исковыми требованиями, а также переводили «стрелки» на страховую компанию — фактически на свое дочернее предприятие, мол, пишите иск на их имя, а не на банк.
14 июня суд вынес решение в нашу пользу. Было установлено, что банк нарушил закон о защите прав потребителей, так как не удовлетворил добровольную претензию клиента. Я действовал в рамках закона и написал заявление об отказе от страховки, но банк её не отменил, поэтому суд проиграл. После чего банк подал апелляцию, но Калининский районный суд Тюмени отказал им в удовлетворении.
В итоге суд потребовал взыскать с банка в мою пользу всю страховую премию в размере 48 462 рублей, судебные расходы за оплату услуг адвоката в размере 10 тысяч рублей и штраф в размере 24 тысяч рублей. Штраф — 50% от суммы, которую суд присудил мне, согласно закону о защите прав потребителей. В итоге мне и моему адвокату Дмитрию Владимировичу удалось отсудить у банка порядка 83 тысяч рублей.
Почему мы победили? Есть практика по таким делам, но на сегодняшний день она неоднозначная. Уникальность данного дела в том, что клиент банка, следуя их же условиям, почему-то получил отказ, когда потребовал расторгнуть договор страхования, и был вынужден обращаться в суд. Данное дело относится к закону о защите прав потребителей. По этому закону мы с банка взыскали еще и штраф.
Самое важное — это то, что подобные страховые договоры люди подписывают при любом оформлении кредита. Хоть это 200 тысяч, как я брал, хоть это маленький кредит на телефон. Почти все банки уверяют, что не выдадут кредит без оформления страховки. После этого они добавляют её к сумме кредита. Потом клиент банка платит проценты на сумму, которую он взял в кредит, и на сумму страховой премии. Но если всё сделать правильно, как говорится в законе, то любой суд с банком можно выиграть. Просто люди об этом не знают, так как не подкованы в юридическом плане. Некоторые, проигрывая первый суд, начинают обращаться в различные инстанции и всё равно проигрывают. Всё из-за того, что они не знают, что делают.
Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что банки навязывают дополнительные условия при получении кредитов? Много ли на вас висит кредитов, и тяжело ли вам их оплачивать? Давайте обсудим это в комментариях.