В Тюмени на Градостроительном форуме 8 ноября выступила Наталья Зубаревич, экономический географ, профессор МГУ. Она прочитала лекцию на тему: «Регион России в новых экономических условиях». Эксперт рассказала о происходящем в отечественной экономике, в разных ее сферах. Мы выбрали часть, в которой она говорила про большую Тюменскую область. Какое положение у нас и что это значит?
Посчитала меньше недели назад, что происходит у вас. Моя задача — это ввести вас в контекст, а дальше вы свои решения принимаете сами. Но знать матчасть полезно, потому что это очень, во-первых, отрезвляет, а во-вторых, улучшает возможности для принятия решений.
Кризис 2022 года (говорит в целом про страну. — Прим.Ред.) — падали основательно, отжались довольно быстро, очень капитально росли. И сейчас я буду обращать ваше внимание: за исключением денежных доходов населения, всё потихоньку едет вниз — этап восстановительного и даже опережающего роста завершается. Мы никуда не упали. Мы продолжаем расти. За исключением обрабатывающей промышленности. Она действительно упала. Но грузооборот и транспорт, который уже перестал расти совсем, всё остальное — просто замедление. Но это очень четкий знак, что вот эта траектория восстановительного, могучего роста завершается.
Почему? Истекает воздействие бюджетного импульса, хотя денег опять добавили на 2025 год в экономику (говорит в целом про страну. — Прим.Ред.). А гасится рост потребления, инфляции. И всё это вместе, в общем, выведет нас не на плато в 2025 году, но на достаточно медленные темпы роста. Кроме двух индикаторов, про которые я не очень понимаю, даже двух с половиной. Даже розница стала затухать, хотя зарплаты растут. Еще плюс 6%. Неплохо. Но тем не менее уже не плюс 30%.
Я начну с психологического индикатора (говорит в целом про страну. — Прим.Ред.). Я всё время смотрю общепит. Пока у нас есть так, как есть, мы будем с вами заедать и запивать. Согласны? Проблемы в России заедаются и запиваются. И это хороший стимул для развития. Как говорит Росстат, реальные доходы практически не тормозятся. Потребительский импульс будет продолжен. Для девелоперов это немножко хорошая новость. У людей становится больше денег. Но вопрос, смогут ли они прижиться к сильно сжавшейся системе льготного кредитования в виде, соответственно, по факту оставшейся только семейной ипотеки.
Что мы можем сказать про регионы? Отношение душевого ВРП, скорректированного на разницу цен в регионах к среднему по стране. Тюменская область, Ямал и Ханты — в лидерах. Порознь не считаем. Здесь же Сахалин, который будет падать. Ваш регион обошел Санкт-Петербург. Если Тюмени удастся перетащить хотя бы кусочек «Газпрома» и «Газпром Нефти», вам сразу сильно полегчает. Знаете ли вы, что самый большой промышленный центр России — город Москва? В голову не приходило, а так оно и есть, по всей статистике. Ханты-Мансийский автономный округ — кормилец наш и отчасти ваш. Немаленькая часть налога на прибыль поступает в бюджет Тюменской области. Тюменская область с округами — орел — 15% всей промышленности. Гордитесь собой со страшной силой.
Тюменская область выглядит скромно без автономных округов в промышленном производстве. Раньше мы все считали, что у вас очень устойчивая структура экономики. Она не так сильно зависит от бюджетного финансирования. Но сейчас чемпионы всех времен и народов те, кому перепало очень много денег в сфере оборонно-промышленного комплекса. Всё промышленное производство прет прежде всего там, где-либо есть новые добычи и месторождения — Иркутская область — либо делают вертолеты. Но в основном это вэпэкашные регионы. Этот год неплохой для промышленности, но затухающая динамика очевидна.
По добыче. Кто в России кует деньги? Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Только представьте — 46% всей добывающей промышленности страны сидит в двух автономных округах. А вам с этого еще и обламывается в виде налога на прибыль. Так что радуйтесь своему географическому положению. Ямало-Ненецкий автономный округ — два года падения добывающей промышленности (2022, 2023 годы). Нефтянка в ХМАО в 2022 году прибавила 2% по объему добычи, в 2023 — уже посыпалась. И сыпется в 2024 году — уже 5%. Ямал восстановился на 6–7%.
Обрабатывающая промышленность. Уважайте Курганскую область. Вам никогда не получить такие темпы роста, как бы вы не стремились. Правда, у них это закончится раньше или позже, поэтому темпами всё не определяется.
Теперь лидеры по инвестициям. По предыдущим годам мы можем сказать, что это первый в постсоветской истории кризис, когда инвестиции не падали вообще. Куда идут деньги? Тюменская область — это не про вас, а про Ямал и Ханты. Из 10% инвестиций у вас будет доля где-то 1,5%, в редкие годы 2%. А остальное — все округа. Потому что нефтегазовая добыча капиталоемкие.
Жилищное строительство. Я понимаю, гнев всех девелоперов, промышленников, производственников на ставку Центрального банка. Она действительно удушающе действует на тех, кто не живет на авансировании гособоронзаказов. И потом на льготных кредитах в конце года, когда денег не хватило оборонке. Всё так. Но смотрите, к чему прививает льготная ипотека. В 2022 году — доля Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленобласти и Краснодарский край — это 35% ввода всего жилья по стране. Когда я это показывала команде Набиуллиной (Эльвира Набиуллина — глава Центробанка. — Прим.Ред.), говорила: «Ну как так можно? Мы одним решением обезлюживаем значимую часть страны в силу того, что льготная ипотека позволяет закупать жилье там, где, да, оно дорогое, но востребованное».
В Тюменской области — неплохо. Для региона с такой численностью населения. У вас очень хорошие параметры ввода жилья. Вы опережаете, например, Нижегородскую и Челябинскую область. Они по численности больше. Доля ИЖС и дач у вас во вводе жилья с января по сентябрь 2024 года 50%. Остальная половина — многоэтажки. Это значит, что девелопер в себя верит. Меня сто раз уже спрашивают, будут ли падать цены на жилье. Я нагло отвечаю, что нет. Скорее всего, они стабилизируются. И мы видим этот процесс снижения динамики цен. У вас самый медленный рост цен на первичке, он чуть ниже общероссийского. На вторичке он чуток побольше, что немножко не соответствует общероссийской тенденции. Я вашего рынка не знаю, не могу сказать, в чем причина, потому что при прочих равных вторичка тормозит быстрее, чем первичный рынок. А у вас несколько наоборот, но опять-таки вопрос достоверности той или иной статистики. Ну что я могу предложить? Вы хотите строить их в Кургане? Там всё еще только прет. Зарплаты растут, доходы растут, цены растут, всё как положено.
Что важно? Вот мой любимый общепит, который кривой и кривой по статистике. Весь Урал ровненько заедает, выпивает, Москва кушает, Питер — в городе пить, как сказал один из шоуменов, но там и сильно вырос туризм. С общепитом ничего плохого не происходит. И пока у нас с вами будут турбулентные времена, наверное, можно инвестировать в строительство дополнительных мощностей общепита. Знаете ли вы, что попали в пятерку лучших городов для жизни. У меня спрашивали про критерии. Я говорила, в том числе и развитие ресторанной сети. Так что вы вот хорошо вписались в эту тенденцию.
Демография. Вы всё время говорили, что «мы крутые, у нас еще естественный прирост». Всё, закончился он у вас. Если в целом по стране на одного родившегося полтора умерших, ну не может быть отдельно взятого счастья в Тюменской области. У вас махонькая-махонькая естественная убыль и еще пристойный миграционный прирост. Меня очень сильно удивляет цифра по Хантам. Я в нее не очень верю. В честь чего туда народ ломанулся? Ваш контингент. Смотрите на него внимательно. Вы его видите?
Ямал. Тащите, заманивайте — это платежеспособный спрос. Они еще год покувыркаются, а потом поймут, что такого кайфа уже не будет, и социализм на Ямале раньше или позже закончится. Если вы вовремя перенаправите потоки этих северных платежеспособных людей к себе, девелопменту полегчает, работайте.
Правда, часть из них бежит в Санкт-Петербург и Ленобласть. Это очень популярные маршруты. Раньше конкурентами вашими были Белгородская, Курская, Воронежская области, но теперь настоящих буйных мало. Люди думают, стоит ли туда сейчас ехать. Поэтому у вас новый шанс перетащить на себя значимую часть миграционного оттока с Ямала и из Ленинградской области.
В Тюменской области без автономных округов идет замедление реальных доходов во втором квартале 2024 года.
Ранее мы Наталья Зубаревич в беседе с корреспондентом 72.RU оценила туристический потенциал Тюменской области. По ее словам, мечтать надо, но с некоторой долей реализма.