Экономика Власти запретили экспорт бензина. Зачем они это делают и что будет с ценами в Тюмени?

Власти запретили экспорт бензина. Зачем они это делают и что будет с ценами в Тюмени?

Не хотят повторить историю топливного кризиса, который был в прошлом году

Запрет на экспорт бензина вводят с 1 марта. Действовать он будет полгода

Российские власти с 1 марта запретили экспорт бензина и увеличили норматив продаж дизельного топлива на бирже с 12,5% до 16%. Меры временные — будут действовать полгода. В этом материале разбираемся, почему в правительстве пошли на такие меры и что будет с ценами.

— Принятые решения направлены на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, — пояснили в правительстве России.

Там уточнили, что запрет не будет распространяться в том числе на поставки в рамках международных межправительственных соглашений, включая соглашения с государствами — членами ЕАЭС, на топливо, вывозимое гражданами для личного пользования, а также на топливо, вывозимое для оказания международной гуманитарной помощи.

В беседе с корреспондентом 72.RU Игорь Юшков, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности, объясняет решение властей попыткой предотвратить возможный дефицит бензина, который может быть через несколько месяцев. Он отметил, что в России производится немного больше этого топлива, чем потребляется, — около 10% идет на экспорт, остальные 90% потребляются внутри страны.

— Правительство опасается дефицита, потому что нижегородский НПЗ сломался, хотя его обещают к маю восстановить, но он производил как раз около 10% бензина в стране. Получается, мы сейчас производим ровно столько, сколько потребляем. Поэтому любая партия экспорта будет провоцировать дефицит. А со второй половины апреля — начало мая начинается автомобильный сезон. Внутреннее потребление топлива возрастет. И на этом фоне еще больше рисков становится возникновения дефицита и, соответственно, роста цен. Поэтому правительство заранее вводит запрет на экспорт бензина, чтобы он уже сейчас накапливался в системе хранилищ, на топливных базах, чтобы потом, с началом автомобильного сезона, на внутренний рынок шли поставки не только с нефтеперерабатывающих заводов, — говорит Юшков.

По его словам, основная задача нововведений, чтобы цены на топливо не росли высокими темпами.

По мнению Сергея Кондратьева, руководителя Экономического департамента Института энергетики и финансов, такое ограничение выглядит оправданным и позволит рынку пройти сезон высокого спроса летом с меньшими объемами. Рассуждает он так в контексте внеплановых ремонтов в ряде нефтеперерабатывающих заводов, в том числе и на Нижегородском, и сохраняющихся проблем с транспортировкой грузов по системе РЖД из-за перегруженности железных дорог.

— Это, однако, может создать проблемы в будущем. Ведь сейчас НПЗ будут работать с меньшей маржой — поставки на внутренний рынок идут по более низким в сравнении с экспортом ценам. И если нефтепереработчики будут часто сталкиваться с такими жесткими ограничениями, то стимул к модернизации НПЗ и увеличению выпуска светлых нефтепродуктов будет снижаться, — констатирует собеседник.

По его предположению, запрет на экспорт бензина позволит стабилизировать оптовые цены на текущих уровнях и не допустить их резкого роста в мае — июне.

— Я не ожидал бы, что мы увидим резкое снижение цен — в моменте АИ-92 на бирже падал на 3%, высокооктановые бензины — на 0,8–0,9%, то есть совсем немного. Не думаю, что запрет приведет к снижению цен на АЗС, но позволит избежать резкого роста цен — как это было в прошлом году, — добавляет Кондратьев.

Во второй половине прошлого года в стране случился топливный кризис. На российских заправках заканчивался бензин. Из-за нехватки топлива водители выстраивались в огромные очереди в Барнауле, о перебоях сообщали челябинцы, обнаружившие дефицит на заправке «Лукойла». Всё это сопровождалось стремительным ростом цен.

В конце сентября власти временно ограничили экспорт бензина и дизтоплива. Через несколько дней мы проверяли, как изменились цены на тюменских заправках. Запрет сняли в ноябре.

Почему тогда вообще случился топливный кризис, подробно объяснял Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем