Российские власти задумались о запрете экспорта бензина. Такую возможность рассматривают в правительстве. В качестве причин — избежание дефицита топлива на внутреннем рынке и продолжения роста цен. Об этом пишет Reuters. Они ссылаются на свои источники. По их сообщению, правительство может увеличить объемы обязательной продажи бензина на товарной бирже. Издание отмечает, что Россия в первом квартале этого года увеличила экспорт бензина почти на 50% в годовом исчислении, отправляя грузы напрямую в Африку. Корреспондент 72.RU попросил экспертов прокомментировать информацию.
Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ, обращает внимание, что традиционно, когда в России идет рост цен на бензин, рассматривается возможная мера в виде запрета или ограничения на экспорт. Аналогичная мера, напоминает он, обсуждалась несколько лет назад.
— На самом деле в России экспортируют небольшую часть бензина, которую производят внутри страны: до 2022 года порядка 10%, сейчас, видимо, больше, но всё равно меньше, чем пятая часть производимого. Много экспортируем дизеля, на него могли бы быть ограничения, но тогда компании бы меньше экспортировали нефтепродукты, а больше старались сырую нефть. Такой вариант тоже возможен. А если вводить ограничения на экспорт сырой нефти, то тогда возникает базовый вопрос, как российская экономика будет жить. Я не думаю, что эта мера [запрет экспорта бензина] будет сильнодействующая. По крайней мере, в предыдущие исторические периоды она не показывала успеха. Моя версия: запрета не будет, а если будет, то временный, частичный. Фундаментально ситуацию не изменит, — пояснил собеседник.
Сомневается в дефиците Константин Селянин, кандидат экономических наук.
— Дело в том, что никакого дефицита по объемам в России нет и быть не может. Это всё сказки нефтяников. Россия — одна из самых крупнейших держав по нефтедобыче. Какой может быть дефицит бензина? Олигополия — только одна причина, почему растут цены и будут продолжать это делать. Семь-восемь нефтяных компаний контролируют по 80% добычи, сбыта, розницы, производства бензина. Как любой монополист, они, не договариваясь, преследуют одну цель, чтобы цена на бензин всегда росла. Они имеют мощное лобби. Цена может в Европе расти или падать, экспорт может быть запрещен или разрешен, но у них всё равно остается положение олигополии. Они за счет своей силы могут любую цену установить. Помешать этому может только окрик первого лица, как это и бывало, — рассказал экономист.
Бензин стремительно дорожает на бирже после решения Минфина о сокращении с июля вдвое субсидии нефтяникам — демпфера.
Редакция 72.RU следит за ценами на бензин в Тюменской области. Посмотрите, что с ними было в апреле и марте.