Этим летом тюменские банки начали собирать биометрические данные клиентов. Теперь с помощью записи своего голоса и фото тюменцы смогут получать банковские услуги, не выходя из дома. Центробанк возлагает большие надежды на это новшество — по их задумке, биометрия позволит сделать банки доступными для жителей отдаленных и малозаселенных районов. Но на деле оказалось не всё так просто.
Чтобы дистанционно пользоваться услугами банков, необходимо внести свои данные в Единую биометрическую систему. После этого все дороги в мире удаленной идентификации для вас открыты. Меня вдохновил материал наших коллег из Перми, которые рассказали, как они сдавали в банке биометрию, и я решил тоже протестировать эту систему в Тюмени. Правда, всё пошло не по плану. Но обо всем по порядку.
Для того, чтобы зарегистрироваться в Единой биометрической системе, при себе достаточно иметь паспорт и СНИЛС. По крайней мере, так было написано на сайте Центробанка, куда я полез, чтобы найти в Тюмени точки, где можно сдать биометрию.
В нашем городе их всего семь, и все они располагаются в банках: в одном из отделений «Почта Банка», «МТС-банка», «Газпромбанка», «Совкомбанка» и трех отделениях «Росбанка». Ближе всего ко мне находился банк «Почты России», расположенный на улице Орджоникидзе. Я прыгнул в такси и поехал туда, надеясь уже через несколько часов обзавестись своим «биометрическим профилем».
«Почта Банк» на Орджоникидзе, 65/3
В отделении банка я сообщил, что хочу сдать биометрию. Сотрудницы сразу поняли, о чем идет речь, и даже воодушевились. Оказалось, люди не часто приходят сюда за этим. Во время разговора женщины признались, что лично они уже сдали свои биометрические данные — сразу после того, как подключили систему, чтобы проверить, как всё работает. Оборудование тут нехитрое: видеокамера и микрофон.
Сотрудница банка спросила, являюсь ли я клиентом «Почта Банка». Если да, то пройти регистрацию будет легче, так как в их системе уже находятся мои данные и их не придется вновь туда вносить. Я таковым не был, поэтому через 20 минут у меня на руках была банковская карта и свой счет в «Почта Банке».
Я согласился, так как мне не обязательно было пользоваться их услугами, а ускорить процесс регистрации очень хотелось. Эта процедура, кстати, занимает всего два шага, но о них по порядку.
Шаг первый — сделать фотографию. Сотрудница банка направила на меня камеру и попросила не двигаться. Через пару секунд снимок был сделан. Благодаря ему система будет опознавать меня, как, например, это делают новые Iphone.
Шаг второй — записать голос. Мне распечатали листочек, на котором в три ряда были написаны цифры от одного до девяти. Приготовили микрофон и я начал надиктовывать. Когда закончил, оказалось, что что-то пошло не так и система не пропустила мой голос. Попробовали снова, а потом ещё раз и ещё раз. Затем я пересел за другой стол, где тоже были микрофон и видеокамера, но Единая биометрическая система наотрез отказывалась записывать мой голос.
Сотрудницы банка тоже не смогли понять, в чем причина сбоя, и даже позвонили в техническую службу, чтобы те разобрались. По их словам, с таким они столкнулись впервые, поэтому извинились и предложили прийти в другой раз. Старший сотрудник банка даже вручила мне свою визитку, чтобы я мог позвонить и уточнить, когда у них починят систему.
Меня это очень расстроило, так как я хотел написать материал о том, как сдал биометрические данные, а в итоге ничего не получилось. Но в Тюмени есть ещё шесть отделений банков, где это можно сделать!
«Росбанк» на 50 лет Октября, 34/1
В отделениях «Росбанка» сложно понять, к кому надо обращаться. Коридор банка пуст, все сотрудники сидят по кабинетам. Никто на входе не встречает. Я подошел к первой попавшейся сотруднице и сообщил, что хочу сдать биометрические данные.
Девушка на пару секунд задумалась и подошла к кабинету, где с клиентами сидела её коллега. Она сказала, что я пришел сдавать биометрию. Выяснилось, что эта процедура у них идет очень долго — три часа. Почему так? Ведь нужно только сделать фото и записать голос! В ответ только развели руками. Я не был готов столько ждать и пошел в другое отделение.
«Совкомбанк» на Мельникайте, 66/2
Рядом находился «Совкомбанк». На него была вся надежда. Правда, и она быстро разрушилась. Сотрудница с сомнением в глазах посмотрела на видеокамеру, когда я сказал, что хочу сдать биометрию. И почти сразу пояснила: оборудование не настроено, поэтому меня не смогут зарегистрировать.
Теперь я понял, почему в последнем отчете Центробанк жаловался на то, что регистрация граждан в Единой биометрической системе идет крайне медленно, не так, как они ожидали. В «Совкомбанке» с лета не смогли настроить оборудование и особо не переживают по этому поводу. Идём дальше.
«МТС-Банк» на Мельникайте, 100а
У входа в «МТС-Банк» меня встретила молодая девушка, которая поинтересовалась, чем она может мне помочь. По выражению лица я понял, что биометрию у них сдают нечасто. Пришлось чуть пояснить, что это за диво такое.
Девушка подошла к другой сотруднице, а та подошла к третьей. В итоге они поняли, к какому сотруднику меня послать с моей биометрией. На удивление, заводить счет в «МТС-Банке» не было нужно. Девушка пояснила, что достаточно паспорта и СНИЛСа. Я рассказал о проблеме, с которой столкнулся в «Почта Банке». Она рассказала, что у них не часто сдают биометрию, но таких проблем пока не было.
Начали с голоса. Опять листочек с тремя рядами цифр и я, пытающийся говорить максимально внятно. Но система не приняла мой голос. После нескольких попыток сотрудница банка обратилась в техническую поддержку и предложила прийти в другой раз, так как у них «произошел какой-то сбой». Наверное, я проклят.
«Росбанк» на Мельникайте, 125/2
Пришлось идти до другого отделения «Росбанка». Там тоже было не совсем понятно, к кому обращаться, так как сотрудницы сидели за рабочими столами и по кабинетам. В итоге я оказался в кабинете с очень красивой девушкой. Брюнетка с яркой внешностью и очень выразительным лицом рассказала мне, что биометрию у них можно сдать, но для начала надо создать счет в «Росбанке».
«Не проблема! Куда деваться?» — сказал я, пока не услышал, что обслуживание счета обойдется мне 60 рублей в месяц. Иначе нельзя! Мне показалось это навязыванием услуг, которые мне не нужны, и я отказался сдавать биометрию. Не спасла даже красота сотрудницы банка.
Остался только «Газпромбанк» в Заречном. Ехать в другое отделение «Росбанка» в районе Обороны я не захотел, так как я им уже дважды давал шанс.
«Газпромбанк» в Заречном проезде, 33/1
Уже темнело. Ближе к вечеру я добрался до отделения «Газпромбанка». На входе стоял терминал, через который я занял электронную очередь. В конце списка услуг нашел «Биометрию», что порадовало — банк подготовился!
Подошел к окну и рассказал сотруднице банка о своих бедах с биометрией. Она призналась, что сдают её у них редко, но система должна работать. Правда, тоже для начала надо открыть лицевой счет в банке.
«Бог с ним, открывайте», — сказал я. Меня оформили, но до самой сдачи биометрии дело не дошло. Поджимало время, поэтому я договорился с женщиной, что готов прийти в другой день, чтобы мы завершили процедуру. Она оставила свой номер и попросила позвонить, когда я буду готов.
В понедельник в назначенный час я взял такси. Ехал прямиком с места тушения пожара, куда меня занесло по работе, поэтому от меня пахло костром. По пути пути мне позвонила сотрудница банка и сообщила, что у них произошел какой-то сбой с биометрией. Я сказал, что уже еду и надеюсь, что всё починят к моему приезду.
К сожалению, починить так и не смогли. Сотрудницы «Газпромбанка» сообщили мне, что по какой-то причине полетела система, которая не зависит от банка. Извинились за то, что мне пришлось ехать к ним, и попросили прийти в другой раз.
На этом история была окончена. В Тюмени, по данным Центробанка, работает всего семь точек регистрации биометрических данных, в трех из которых произошел сбой, а в других либо процедура длилась слишком долго, либо еще не успели настроить оборудование. В третье по порядку отделение «Росбанка» я не пошел, так как в предыдущих двух не захотел ждать три часа или открывать платный счет.
Позже я выяснил, что сдать биометрию можно в отделении Сбербанка на улице Ямской, 75, но почему-то его адреса не было на сайте Центробанка. Вероятно, в Тюмени есть и другие банки, работающие с этой системой.
В октябре глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что они удовлетворены тем темпом, которым происходит внедрение системы удаленной идентификации. Тем не менее Центробанк готов бороться с теми банками, которые затягивают внедрение биометрии, пишет «Коммерсантъ».